. Аппиева дорога в Риме: история, фото, как добраться, на карте
SEARCH

Аппиева дорога

Аппиева дорога (Виа Аппиа, Via Appia) – королева мировых дорог, расположенная в Италии. Сегодня это тихое, почти мистическое место спокойствия, релаксации. Какой контраст с неспокойным Римом! Здесь время остановилось на древней брусчатке с глубокими бороздами, на протяжении создаваемыми в твердом базальте римскими экипажами.

Здесь никто не торопится, не занимается делами. Чем больше вы отдаляетесь от города, тем меньше встречаете беспокойных туристов с камерами. Время от времени проезжает автомобиль, направляющийся к одному из таинственных, роскошных мест в этом районе.

Это место отдыха, романтических прогулок. Именно здесь современные римляне отдыхают, восстанавливают силы на природе, в местах, где их предки хоронили своих предков.

Римская Via Appia стала легендой, свидетельством зрелости цивилизации Рима, а также артерией, по которой проходили солдаты, информация, товары, обычные люди. В Риме было построено в общей сложности 372 крупных дорожных сооружения длиной более 400 000 км, из которых 80 500 км были вымощены камнем. Но ни одна из этих дорожных конструкций не приобрела такой славы, как самая старая римская Аппиева дорога.

История дороги

Via Appia была самой важной дорогой Римской империи. Ее строительство началось с Аппия Клавдия Цекуса в 312 г. до н.э. Она также носит имя. Ее начало находилось за пределами городских стен Рима у ворот Порта Сан-Себастьяно; через 195 км путь приводил к Капуа, где сливался с Виа Латина. Он служил артерией снабжения армии в борьбе с самнитами. В 71 г. до н.э. после разгрома восстания Спартака здесь были распяты около 6000 захваченных повстанцев. Позднее путь был расширен до порта Брундизиум (современный Бриндизи). Первоначальный маршрут вел через Беневент и Таранто в Бриндизи. В 114 г. н.э. император Траян построил еще одну дорогу (Аппиа Траяна) через Бари из Беневенто, сократившую путь от Рима до Бриндизи на 1-2 дня.

Булыжники на Аппиевой дороге

На рубеже II-III веков римские папы построили вокруг города обширное место захоронения – катакомбы Каликста.

Со времен поздней античности дорога постепенно повреждалась из-за недостаточного обслуживания. В 536 г она использовалась командиром Белизаром в борьбе с готами для продвижения в Рим. Расширение болот в более позднее время сделало невозможным использование северной части пути. В результате переселение жителей из города Трес Таберне означало окончательное уничтожение.

Бесконечно нереальная картина

Остатки древнеримских гробниц заросли, поразительно напоминают образы романтических художников. Все это похоже на бесконечно нереальную картину, особенно когда в воскресный осенний полдень краснеют цвета, выделяя тени огромных сосен, стройных кипарисов…

Длинная Аппиева дорога

Сначала Аппиева дорога – это своего рода тропа, обрамленная стенами. Только через несколько километров она становится более красочной. Парадоксально, но наибольшие красоты начинаются после прохождения самых известных памятников, таких как:

  • церковь Домине Кво Вадис;
  • катакомбы святого Каликста (первое официальное христианское захоронение в Риме);
  • церковь святого Себастьяна;
  • гробница Сесилии Метеллы.
Аппиева дорога в Древнем Риме

Идите медленно, наблюдайте за проходящими элегантными, расслабленными римскими парами, семьями, любуйтесь окружающими достопримечательностями, заглядывайте в заросшие сады.

  • На участке № 228 находится огромная сосна, внутри сада – целая сосновая аллея и разрушенная древняя колонна.
  • № 183 – это дом, покрытый плющом.
  • № 187 на углу улицы Виа Чинкеторри – питьевой фонтанчик для жаждущих путешественников. № 191 выглядит (в соответствии с воображением посетителя), как кирпичные руины или как хоббитский дом. За ним начинается особенно романтический пассаж, Аппиева дорога больше раскрывает свое окружение.
  • № 195 – маленький дом, как будто перенесенный из Тосканы. Почти напротив возвышается огромный пустой дворец с причудливыми коричневыми металлическими воротами высотой 3,5 м. Чуть дальше открываются прекрасные виды на окружающие сады, окраины Рима. Сосны, тисы, каменные стены… Откуда-то в саду слышны голоса молодежи. Двигаемся дальше.
  • № 244 – дикий сад.
  • Чуть дальше налево – № 199, дом на холме, откуда можно увидеть далекие южные холмы. Древний тротуар переходит в средневековые кошачьи головы, а затем снова возвращается. Он представляет руины и фрагменты древних памятников, гробниц с древних времен, скрытых высокой травой.
  • В строении № 270 есть таинственный вход с аллеей маслин, сосен и надписью «atenti al cani» («осторожно, собака») на стене.
  • Недалеко от посольства Парагвая (№ 199) прямо у дороги в дикой природе стоит древний рельеф с 5-ю мужскими головами. Немного дальше – другие гробницы.
  • В саду дома № 219 часто можно увидеть бесцельно проезжающий маленький синий электромобиль.

В сумерках древний путь погружается в длинные темные тени, становится еще более загадочным, мистическим. Он будто говорит посетителям, желающим познать его: «Вы никогда не узнаете меня, мои секреты, не увидите то, что я видел веками».  

Истоки Аппиевой дороги и ее начало

Аппиева дорога – это самый известный путь Рима, первая крупная римская тропа, работа огромных финансовых и организационных возможностей, великого инжиниринга, развитой цивилизации.

Почему, собственно, римляне занялись подобным строительством длинного пути? К этому привела простая необходимость. На протяжении всей истории им удавалось пользоваться старыми этрусскими путями, использовавшимися для управления Римом, его окрестностями, особенно в направлении Этрурии. Но в конце IVвека возникли военные столкновения с самнитами, живущими к юго-востоку от Рима. Они обнаружили, что упускают одну весьма важную вещь для ведения успешной войны – путь, доводящий до локации армии, позволяющий снабжать солдат всем необходимым.

Панорама Аппиевой Дороги

В 312 г. до н. э. римляне начали строительство, в том же году завершили первый участок дороги. Она начиналась с Римского форума, «разрезала» городские стены в Порт Капена (позднее – стены Аврелиана воротами Порта Аппиа) и выходила за город. Затем она вела через пригород вдоль Норбы, древней тропы к Албанским холмам. От равнины Рима шла вверх по холмам, не в римском стиле, не по обходным путям, а прямо на крутом возвышении: римские солдаты предпочитали идти круто, чем обходить препятствие в течение нескольких часов.

Еще одним препятствием на пути были болота в Понтине, сопровождающие Виа Аппиа на протяжении 31 км. Римляне несколько раз пытались высушить их, но безуспешно. Это сделали только инженеры Бенито Муссолини, 2000 лет спустя. Дорога через болото была неприятной, полной запаха, ее приходилось постоянно ремонтировать. В 162 г до н.э. был вырыт канал, предлагающий альтернативу для транспортировки, облегчающий связь. Тот факт, что римляне позже предпочитали водный вариант дороги – лучшее свидетельство опыта путешествия по болоту.

Аппиева дорога в тени

Но «зло» закончилось, дорога прошла через болота, через Террачину (56 км от Рима), вышла к морю, где вдоль побережья начала искать пункт назначения. Это было во время строительства Капуи. Путь достиг длины 212 км, хотя первоначально расстояния вообще не были обозначены. Пешим ходом его можно был пройти за 5 дней.

Оказала ли дорога желаемое влияние с самого начала? В передвижении войск она, несомненно, была полезна. Вторая Самнитская война закончилась победой Рима, благодаря чему империя смогла расшириться на юго-восток за счет колонизации.

Дальнейшее развитие дороги

Путь из Рима в Капуа не было окончательным вариантом. Рим в 298-290 гг. до н.э. столкнулся с общим восстанием окружающих племен, получившим несколько нелогичное название Третьей Самнитской войны. Война снова закончилась триумфом легионов, Сенат решил колонизировать другой район, расположенный к юго-востоку от города. Тринадцать новых колоний были созданы в Кампании и Самниусе, которые соединяли Виа Латина и Виа Аппия. Дорога растянулась еще на 56 км и закончился в 295 г. до н. э. в Малевенто.

Графика Аппиева дорога

Вскоре (через 5 лет) итальянские племена на юге были практически раздавлены, Виа Аппиа двинулась дальше, закончилась в Венусии, великой римской колонии с 20 000 жителей, «неудобной» для крупных греческих городов на юге. Войны Пирра попытались переломить эту тенденцию, но потерпели неудачу. Он был побежден, юг Италии вскоре капитулировал. Аппиева дорога также расширилась, прошла через порт Таранто и в конечном итоге оказалась в Брундизио, сегодняшнем Бриндизи, порту на Адриатике, служившим воротами на восточные рынки и поле битвы. Это произошло в 191 г до н. э. Оригинальный вариант в итоге растянулся на 563 км дороги, полностью выложенной камнем. Пешеход проходил ее за 13-14 дней.  

Последнее изменение пути было альтернативой, построенной императором Траяном. Он посчитал ненужным поворот на Тарент, поэтому построил «северную ветку» (называемую Виа Аппиа Траяна), которая вышла из Беневенто, прошла через порт Бари, закончилась в Брундисиу, где у моря был сооружен столб – гигантская колонна, отмечающая конец.

Древняя реклама

Это было последнее изменение Виа Аппиа. Впоследствии она служила своей цели всем: императорам, рабам, предателям, торговцам, фермерам… И все они оставили на нее единый след – колеи от загруженных тяжелых повозок. Со временем исчезло и 6000 воинов Спартака, казненных вдоль дороги между Римом и Капуей после разгрома восстания.

Со временем, с наступлением темных времен и раннего средневековья, путь перестал использоваться. Причиной стало построение поблизости (благодаря папе Григорию XIII) Виа Аппиа Нуова (Via Appia Nuova). Новая дорога пошатнула значение древней тропы, превратившейся в простой переулок. Лишь в XVIII веке папа Пий VI заказал реставрацию маршрута, которая заняла много лет. Таким образом, Аппиева дорога, сегодня называющаяся «via Appia Antica» («Виа Аппиа Антика», «старая»), в нетронутом состоянии дождалась современного времени, начала служить туристической достопримечательностью, местом покоя для римлян и гостей вечного города.

Внешний вид известной дороги

Вид Аппиевой дороги

Как выглядела Аппиева дорога? Первоначально это была грязная дорожка, покрытая гравием, выровненная раствором. За ним следовал еще один слой гравия, выравнивающий поверхность, и конечный слой – плоские камни, идеально сочетающиеся друг с другом. Это создание оказалось чрезвычайно долговечным. Историк Прокопиос, пребывавший здесь с византийской армией Белизарии почти через 1000 лет после окончания строительства, писал, что «камни держатся настолько идеально, что кажется, будто они здесь выросли, а не были положены людьми». Камни были соединены известково-цементной массой; это было первое использование этого вещества в римском дорожном строительстве. Конечная поверхность, состоящая из вулканических (базальтовых) камней, соединенных цементом, была настолько гладкой, что было невозможно обнаружить трещины, неровности. Сегодня, конечно, дела обстоят по-другому, время привело к рассыпанию цемента в пыль. Но камни все еще держатся!

Дорога была спроектирована в виде легкого свода шириной 8 м, чтобы вода стекала по обочине, осушалась вдоль идущей траншеей (во избежание формирования болот). Таким образом, путь стал архетипом качества римских дорог, своего рода гением местной инженерии, а также артерией торговли, движения войск, информации, тесно связанной с историей Вечного города.

Аппиева дорога сегодня и туризм

Аппиева дорога сегодня выглядит немного более изношенной, чем во времена ее величайшей славы. Но, возможно, именно это придало красоты, загадочности чисто практичному сооружению. Римляне хоронили покойников вдоль дорог, поэтому здесь были построены десятки различных часовен, гробниц, катакомб, заросших растительностью. Это создает нечто совершенно неповторимое в итальянском мегаполисе – оазис мира, спокойствие которого увеличивается пропорционально расстоянию от конечной остановки общественного транспорта.

Термы Каракаллы в прошлом

Вдоль Виа Аппиа Антика посетитель может увидеть множество памятников, увековечивающих историю Вечного города от периода Римской Республики и Империи:

  • термы Каракаллы (via Appia Antica);
  • ворота Св. Себастьяна (via Appia Antica);
  • стены Аврелия;
  • гробница Геты (la Tomba di Geta);
  • гробница Присциллы (Il Sepolcro di Priscilla);
  • площадь цирка Максенция и дворец Максенция;
  • мавзолей Сесилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella);
  • Вилла Квинтили (via Appia Antica);
  • базилика Св. Себастьяна (Basilika di San Sebastiano);
  • церковь Домине Кво Вадис (Domine Quo Vadis);
  • мавзолей Ромула и несколько катакомб (только 5 открытых для публики).

Термы Каракаллы

Наибольшее развитие курортов имело место в Риме во времена Империи, когда императоры строили курортные здания монументальных размеров. Они использовались не только для купания, но и для образования, развлечений, общественных отношений. Рядом с ними находились читальные залы, массажные кабинеты, спортивные залы, а иногда и театральный зал.

В зимние месяцы термы нагревались горячим воздухом, распределявшимся по всему помещению под полом, в стенах, в потолках. Благодаря этому, они стали популярной частью повседневной жизни жителей. Распад Римской империи привел к упадку курортов в Вечном городе, их слава так и не была восстановлена. Руины Каракалла дадут посетителю лучшее представление о них.

Термы Каракаллы

Термы Каракалла были построены в III веке, их строительство длилось 10 лет.  

Комплекс занимает площадь в 150 000 м2, и во времена величайшей славы в нем могли комфортно купаться, наслаждаться роскошным оборудованием 1600 человек. Термы Каракаллы были назван в честь тогдашнего правителя Рима Марка Аврелия с Севера, чье прозвище было Каракалла (оно никогда не использовалось публично). Они действовали до 537 г, когда готы, вторгшиеся в Рим, разрушили водоснабжение. Во время землетрясения 847 г арки внутреннего пространства рухнули, оставив монументальные руины, сохранившиеся до сегодняшних дней.

До 1994 г помещение Калдария (горячая комната, где сенаторы потели, занимались государственными делами) служило сценой для оперного представления под открытым небом. Сегодня въезд в Калдарию запрещен в целях защиты памятника.

Парк Аппиа Антика

Парк Аппиа Антика

Вокруг пути, после долгих схваток в 1988 г, был создан региональный парк Аппиа Антика (Parco Regionale dell’Appia Antica), представляющий собой сочетание обычного парка и десятков древних памятников, расположенных в живописной среде.

Катакомбы Каликста

Еще одна важная достопримечательность – катакомбы Каликста. Это, вероятно, первое крупное христианское захоронение вокруг Рима, также скрывавшее в склепе останки пап II-IV веков. Они названы в честь папы Каликста I, который управлял здесь до назначения на престол. Парадоксально, его похоронен он здесь не был.

Цирк Максенция

Цирк Максенция

Чуть дальше находится Цирк Максенция, стадион, названный в честь тетрарха времен Константина. Сегодня он представлен посетителю только как живописные руины. Великолепное соседство ему составляет гробница Сесилии Метеллы I века до н. э.

Мавзолей Сесилии Метеллы

Мавзолей Сесилии Метеллы

Возвышающийся мавзолей Сесилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella), расположенный недалеко от Виа Аппиа Антика, был построен после 50 г. до н.э. для жены консула Марка Крассо – Сесилии Метеллы Кретической.

Цилиндрическая гробница стоит на бетонной платформе высотой 18 м. Цилиндр над платформой имеет высоту 11 м, диаметр 29,5 м и покрыт травертином.

Мавзолей Сесилии Метеллы был разделен на 2 этажа. Сегодня многое из гробницы остается утраченным – гроб был перемещен, и все его содержимое постепенно исчезло.

В XIV веке, во время строительства замка Чеатени, гробница была включена в первоначальную крепость XI века.

В XVII веке гробница была преобразована в башню, стала частью укрепления, построенного графами Тосканы для защиты Виа Аппиа Антика.

Церковь Домине Кво Вадис (Domine Quo Vadis)

Церковь Домине Кво Вадис

Церковь Domine Quo Vadis, также известная как церковь Святой Марии из Пальмиса, была построена в 1637 г на месте, где Иисус явился Петру. По христианской традиции Св. Петр бежал по дороге Виа Аппиа Антика из Рима, где император Нерон преследовал христиан, и ему явился Иисус.

Петр спросил его: «Domine Quo vadis?» (Господи, куда ты идешь?). Иисус ответил ему: «Eo Romam iterum crucifigi» («Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым). Петр решил вернуться в город и в итоге умер мученической смертью.

В центре церкви находится мраморная доска с отпечатками ног (копия, оригинал находится в базилике Св. Себастьяна), воспринимаемыми как чудесное знамение – считалось, что они оставленные Иисусом. На самом деле это языческий символ, обеспечивающий безопасное и быстрое путешествие.

Вилла Квинтили (Vila Quintili)

Вилла Квинтили

Вилла Квинтили (Villa Dei Quintili) была построена как частная резиденция братьев Квинтили (консулов ​​в 151 г н. э.). Позже ее приобрел и расширил император Коммод. В дополнение к ряду комнат, вилла содержала термы, комнаты для прислуги.

Сегодня посетитель может полюбоваться остатками этой замечательной виллы, мраморным полом бани. Здесь есть также музей, содержащий артефакты, найденные во время раскопок на вилле и в ее окрестностях (скульптуры, рельефы).

Другие достопримечательности Аппиевой дороги

Дальше по пути находятся другие индивидуальные гробницы, храмы, часовни, мавзолеи, катакомбы, в т. ч. гробница императора Галлиена. Парк заканчивается в Tres Tabernae, т. е. в Трех пабах, бывшем крупном городе, местом, где раньше стоял один из старейших соборов христианского мира. Его опустение из-за вторжения сарацин в IX веке означало окончательный упадок Апиевой дороги.

Подавляющее большинство посетителей начинают паломничество у ворот Св. Себастьяна, построенных императором Аврелием. Почти прямо за стенами находится церковь, напоминающая один из самых известных литературных эпизодов античности, историю побега апостола Петра из Рима. Напротив расположена Могила Присциллы, монументальный памятник, построенный в I веке.

Рассмотренные здания – лишь верхушка айсберга; различные постройки, их остатки, руины насчитывают сотни, а весь ландшафт пересекает акведук Клавдия и Феликса.

Как добраться до Аппиевой дороги

Самый простой способ добраться до Виа Аппиа Антика – воспользоваться автобусом. Одни – в аэропорт Чампино, другим – обратно от упомянутых катакомб Себастьяна (отсюда ходит автобус 118 до Колизея).

Туристы, решившие путешествовать на поезде, могут начать с Acqua Acetosa или из Capannelle, затем пройти примерно 1 км по окраины города, прежде чем достичь самой Аппиевой дороги.

Посетители, уставшие от посещения римских памятников, жаждущие небольшой доли романтики, могут сойти с автобуса позже, отправиться в путь за могилой Сесилии Метеллы.

Аппиева дорога: рекомендация по посещению 

Длинная мощенная дорога

Это путешествие рекомендуется всем людям, интересующимся историей, романтическими останками прошлого, и просто желающим побывать в Риме, на мгновение обрести мир, насладиться свежим воздухом. Виа Аппиа можно исследовать на велосипеде – с обеих сторон есть выезженные тротуары. Любителей литературы также заинтересует тот факт, что именно здесь находится часовня Кво Вадис (Quo Vadis). Рим – это просто вечный город, и его гостям многое еще предстоит открыть.

Аппиева дорога: лучшее время для посещения

Весна или осень идеально подходит для посещения итальянской столицы, а также для изучения Виа Аппиа. Подходит даже ноябрь. Рим расположен в южной части страны, и у туриста есть шанс насладиться поездкой в сопровождении довольно теплых солнечных лучей.