Творчество выдающегося поэта и писателя, богослова, политического деятеля – Данте Алигьери оказало огромное влияние на формирование итальянского языка, итальянской и мировой литературы, а также на развитие европейской культуры в целом. Творческое наследие итальянского поэта включает в себя повесть «Новая жизнь», политический трактат «О монархии», философский и стиховедческий трактат «Пир» и венец творчества – поэма «Божественная комедия». Глубокий философский смысл, который положен в основу «Божественной комедии» и всего творчества поэта позволяет произведениям оставаться актуальными и в современной жизни.

Вкратце о Данте

Биография

Информации о жизни Данте Алигьери, подтверждённой документально, сохранилось очень мало. В процессе восстановления жизненного пути поэта, исследователи опирались на его автобиографические тексты, художественные произведения, а также на работы выдающегося писателя Раннего Возрождения – Джованни Боккаччо, среди которых книга под названием «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360), которая представляет собой биографию итальянца и незавершённый цикл лекций о «Божественной комедии», а также комментарии и разьяснения песен ( до 17 песни Ада). Однако, что касается знания внешности, портрет в исполнении Джованни Боккаччо считается не достоверным, так как у Данте присутствует борода, что, по некоторым источникам, не соответствовало действительности. Особое влияние на творческий путь Данте оказали события, происходящие в средневековой Италии, современной поэту. В обстановке сложных политических схваток формировалось мировоззрение великого итальянца и именно политика оказала огромное влияние на его судьбу.

Изображение Данте

Происхождение

Происхождение Данте Алигьери

Будущий величайший итальянский писатель родился во Флоренции в 1265 году, по свидетельствам Боккаччо, день его появления на свет – 26 мая. Эта дата известна благодаря записям о крещении некого Дуранте (второе имя Данте). Однако существуют и другие предполагаемые даты. По словам же самого поэта, он родился под знаком Близнецов, что совпадает с предполагаемым днём рождения, так как период знака начинается с 22 мая. Согласно автобиографическим рукописям Данте Алигьери происходил из обеспеченного римского рода, участвовавшем в основании Флоренции, прапрадед поэта был посвящён в рыцари и принадлежал аристократическому слою общества, а также принимал участие в Крестовом походе Конрада III (1147-1149), погиб в битве с мусульманами. Фамилия «Алигьери» происходит от имени прапрабабушки великого итальянца. О родителях Данте известно, что они обладали небольшим достатком, но, всё же, уделяли особое внимание обучению сына. Ребёнок в раннем возрасте лишился матери, а отец умер незадолго до совершеннолетия поэта. Из ближайших родственников у него остались две сестры и брат Франческо, которые остались на попечении у Данте.

Образование

В историко-литературных исследованиях мнения относительно образования Данте Алигьери расходятся. Некоторые учёные предполагают, что образование проходило в домашних условия. Другие сообщают об обучении Данте в муниципальном училище. Существует также версия, что позже поэт обучался в одном из самых престижных учебных заведений Европы – Болонском университете, но не окончил его. Эта версия считается более приоритетной и подтверждается тем, что Данте находился в Болонье в 1286-1287 годах и наиболее вероятной причиной проживания в этом городе, по мнению некоторых ученых, являлось обучение. В ходе изучения произведений Данте можно понять, что он на протяжении всей жизни активно занимался самообразованием, так как не считал полученное образование совершенным, обладал широкими знаниями в области античной и средневековой литературы, естественных наук, иностранных языков и религиозных учений, активно увлекался творчеством Вергилия. Глубокие знания в различных сферах, которыми обладал Данте, не позволяют усомниться в том, что он был высокообразованным человеком. Одним из главных наставников и учителей Данте Алигьери был поэт, учёный, политический деятель и энциклопедист – Брунетто Латини, чьё имя в произведениях упоминается с великим уважением, так как именно ему Данте обязан своим классическим, энциклопедическим образованием. Вместе со своим учеником являлся сторонником гвельфской партии и также был изгнан из родного города.  

Памятник Данте

Любовь в жизни поэта

Данте и Беатриче

В 1274 году в возрасте 9 лет Данте встретился с любовью всей своей жизни – Беатриче Портинаре, дочерью достаточно известного флорентийского банкира, живущей недалеко от семейства Алигьери. Некоторые данные сообщают о том, что дети столкнулись на пороге церкви. По словам поэта, это была любовь с первого взгляда. Любовь к Беатриче была платонической, склонной к обожествлению. По некоторым фактам можно понять, что они часто бывали в одном обществе, так, например, по сведениям Боккаччо, брат Беатриче являлся лучшим другом Данте. Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием. 

Для того, чтобы не выдать тайну своего сердца, Данте часто умышленно обращал внимание на других женщин, находясь в одном обществе с Беатриче. Однажды это даже привело к осуждению со стороны возлюбленной. 

В «Новой жизни» поэт также повествует о том, что за несколько лет до смерти Беатриче он видел пророческое видение. Смерть любимой женщины в достаточно раннем возрасте, приблизительно 25 лет, чуть было не обернулась гибелью Данте, который тяжело перенёс весть.  Существуют предположения о том, что причиной смерти Портинаре являются роды.

После ужасающей вести поэт в отчаянии погрузился в изучение философии, а также чтение латинских текстов, посвящённых смерти любимого человека. Искренние чувства к флорентийке, скорее всего, послужили толчком к литературной деятельности. 

Своё обожание поэт помещал в произведения, представляя возлюбленную неким божеством, идеалом. И благодаря произведениям итальянца образ Беатриче в литературе является вечным образом и появляется во многих произведениях. Особое влияние творчество Данте оказало на течение мирового и русского символизма. Так, например, Беатриче встречается в сборнике Шарля Бодлера «Цветы зла», стихотворении Константина Бальмонта «Беатриче», некоторых произведениях Николая Гумилёва, Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского и других. В её образе заключается воплощение чистой любви, ангела, идеала женщины. 

В возрасте 13 лет Данте обручили с Джеммой да Манетто Донати. Для Италии того времени брак по расчёту был довольно распространённым явлением. Семья невесты была практически самой влиятельной во Флоренции. В 1292 году состоялась женитьба, но любовь к Беатриче сохранилась на всю жизнь. Супруги большую часть жизни прожили раздельно. После изгнания Данте из Флоренции Джемма осталась в городе, присматривая за детьми и родительским имуществом. Известно, что в браке родилось трое детей – Якопо, Пьер и Антония. По достижению четырнадцати лет дети, согласно флорентийским законам, были вынуждены покину Флоренцию, как и их отец. В последние годы жизни дети жили вместе с отцом, сыновья стали поэтами и в будущем давали комментарии и пояснения произведениям Данте, а его дочь Антония, по некоторым данным, стала монахиней. В своих произведениях Данте Алигьери ни разу не упомянул о своей жене, хотя в «Божественной комедии» встречаются её братья. Джованни Боккаччо объяснил это тем, что брак был заключен по договорённости и принуждению и поэтому на протяжении изгнания поэт не думал о том, чтобы позвать жену к себе. Единственной женщиной, занимавшей мысли, была только Беатриче.

Джемма да Манетто Донати

Творчество и политическая деятельность

"Новая жизнь" Данте

Творчество Данте Алигьери насквозь пронизано чувствами самого поэта, произведения полны вдумчивости, намерения понять окружающий мир и собственную душу, а также отдельное внимание привлекает роль любви в человеческой жизни, любви возвышенной, окрыляющей. Практически в каждом произведении буквально осязаемы те самые чувства, которые испытывал Данте к Беатриче и именно благодаря ей и в её честь в 1292 году появилась повесть «Новая жизнь», ставшая более крупной отметкой в литературной деятельности итальянца. Сборник включает в себя разные события из жизни Данте и его возлюбленной, и написан проземетрумом – чередованием стихотворных и прозаических фрагментов. Центральный образ Беатриче выступает аллегоричным, олицетворяя философское начало, которое ведёт человека к познанию окружающего мира, своей души и к Богу. Именно это произведение принято считать первой автобиографией в истории мировой литературы, а также одним из первых произведений, написанных на итальянском языке, а не на латыни, как это было распространено в средневековой Италии. 

Сюжет первой части произведения описывает отношение Данте и Беатриче – первую встречу в юном возрасте, случайные встречи на улице, душевные терзания поэта, вторая часть начинается с откровения о том, что отныне вся жизнь Данте Алигьери будет посвящена воспеванию любимой, но весть о её смерти буквально сбивает его с ног. Мир становится пустым, на определённое мгновение взгляд одной дамы успокаивает юношу, но вскоре он одумывается, возвращается к своим чувствам и решает, что его предназначение – увековечить память своей любимой в поэзии. «Новая жизнь» состоит из 42 коротких глав с комментариями, содержащих 25 сонетов, 3 канцоны, 2 стихотворных фрагмента и 1 балладу. 

В данном сборнике ярко выражается объединение традиции трубадуров и «сладостного нового стиля». С момента начала творческой деятельности Данте примыкает к литературной школе «Дольче стиль нуово», что в переводе означает «сладостный новый стиль». Данное литературное направление возникло на рубеже Средневековья и Возрождения во Флоренции, Сиене, Болонье и в других больших торговых городах. Особенность произведений, написанных представителей данной школы как, например, Гвидо Гвиницелии, Онесто де Болонья, Гвидо Кавальканти и другие, заключается в изображении неземной, божественной любви к женщине. Происходит слияние земной и божественной любви. Поклоняясь в своих произведениях женщине, поэт воспевает бога. Образ женщины в произведениях данного литературного направления обычно является обожествленным, благородным, смиренным. И в «Новой жизни» можно увидеть отображение ключевых элементов стиля школы, а именно использование философского подтекста, мистичность образов, изящных словесных форм, риторичность произведения. Беатриче в своих стихотворениях поэт называет «добрейшей» и «благословенной». В начале нового столетия творчество Данте постепенно покидают малые стихотворные формы.

Следующие произведения тесно связаны с личными проблемами и политическими обстоятельствами жизни Данте. Следуя по стопам своих предков, Данте активно увлекался политикой и принимал участие в политической жизни Флоренции. Впервые как политический деятель он упоминается в 1296-1297 годы. Будучи небезразличным к судьбе своей родины Данте занимался непростыми дипломатическими заданиями, принимал участие в законотворческом процессе, а также занимал почетные должности, а именно в 1300-1301 годах состоял в коллегии приоров. Конец XIII века во Флоренции знаменуется началом длительного конфликта императора и Папы и борьбы между гвельфами и гибеллинами. Первые выступали за единство страны и власть, сосредоточенную в руках понтифика, гибеллины же поддерживали власть императоры. Однако, в скором времени приверженцы папства разделились на два лагеря – «черных», которые отстаивали интересы церкви и «белых», призывающих к независимости Флоренции от духовенства. После утверждения власти «черных» начались политические репрессии и Данте, как представитель партии белых гвельфов был изгнан из родного города в 1302 году и больше никогда не возвращался туда в своей жизни. Причиной изгнания выступало сфальсифицированное дело о взяточничестве. Всё имущество поэта было арестовано, выставлен штраф в размере пяти тысяч флоринов и оглашён смертельный приговор – «сожжение в огне». Годы, проведённые в изгнании, стали для поэта стали скитальческими.  

Железный памятник Данте

В последующие годы Данте переезжает в разные города. Какое-то время поэт прожил в Вероне, затем поселился в Болонье, а после в Луниджане. С 1309 по 1310 проживает в Париже и после покидает Францию. Всё же надежда на возвращение во Флоренцию не покидала Данте, но одним из условий возврата было публичное отречение от политических идеалов и принципов, что поэт считал унизительным. Повторный смертный приговор для изгнанников разрушил все надежды увидеть родной город. Гвидо Новелло да Полента, являвшийся правителем Равенны, предложил поэту должность при дворе и принял его. В изгнании было создано около четырёх произведений, среди которых неоконченный философский трактат «Пир», неоконченный лингвистический трактат «О народном красноречии», трактат из трёх частей «О монархии» и вершина творческого пути Данте Алигьери – поэма «Божественная комедия». 

«Пир» был написан около 1306 года и состоит из пролога, трёх толкований собственных канцон от самого поэта. В общей сложности произведение состоит из четырех «книг». Первая из них является неким введением, где также освещается проблема латинского и народного языков. Вторая книга знакомит с первыми философскими опытами Данте. Третья книга представляет собой восхваление философии. В четвертой книге поднимается вопрос о том, что такое «истинное благородство» и откуда оно происходит. В своих рассуждениях в трактате «Пир» поэт опирается на античные и средневековые авторитетные труды, например Платона и Аристотеля, Цицерона и других. Трактат «О народном красноречии» датируется 1303-1305 годами и состоит из одной полной книги и  из 14 глав второй книги. Основная идея – рассуждения о «правильном» языке литературного произведения. В трактате освещен вопрос о происхождении языка, диалектах, поэтике, а также канцоне. «О монархии» был написан в 1312-1313 годах. Произведение посвящено идеальному общественно политическому устройству. Главная мысль трактата – разделение церкви и государства, утверждение монархической власти, так как власть монарха дарована ему Богом и только такая власть может обеспечить идеальную жизнь для всех. 

Книга Данте Алигьери

«Божественная комедия» 

Создание комедии заняло практически 15 лет в период 1308-1321 годов. Однако до сегодняшнего времени до сих пор не определены точные даты написания трех кантик. Часто «Божественную комедию» называют энциклопедией средневековой культуры, философии, морали.

Краткое содержание Божественной комедии

 Изначально название произведения звучало «Комедия», так как в средневековой литературе были особо популярны два жанра – трагедия и комедия. Традиционно трагедии были написаны латинским языком и затрагивали самые важные вопросы, а комедии изображали более насущные вещи и имели положительный конец. «Божественная комедия» всё же более подходит под средневековое определение трагедии, так как затрагивает глубокие вопросы жизни и смерти, грехов и любви, но в то время произведения на итальянском языке считали вульгарными и поэтому поэма получила название «Комедия».

А также потому, что окончание поэмы благополучное. Сам поэт комментировал свою идею, заложенную в произведение таким образом: «Моя задача вывести человека из состояния несчастья и привести его к состоянию счастья», а также изобразить тяжёлый путь человечества, его ошибки, блуждания и поиски правильного пути. «Божественная комедия» выступает призывом к праведной жизни. Благодаря написанию поэмы на родном для Данте тосканском диалекте сделало его основой современного литературного итальянского языка. Приставка «божественная» была добавлена не самим Данте Алигьери, а его первым биографом Джованни Боккаччо. Данный эпитет обозначает совершенство произведения, его гармонию, красоту и глубину смысла. Поэма состоит из трёх частей или кантиков – «Ад», «Чистилище», «Рай».  

Старая версия "Божественной Комедии"

Как и в других произведениях, в поэме так или иначе отобразились жизненные обстоятельства и увлечения Данте.  Создавая «Ад» итальянец находился под влиянием впечатлений от изгнания, глубоко изучая современные ему политические события, примечательно, что многие политические противники, которые лично знакомы автору и находятся на различных уровнях обители грешников. Между написанием первой и второй части поэмы, Данте усиленно занимался наукой и философией. Существует предание, повествующее о том, что заключительные главы третьей части поэмы поэт надёжно спрятал и уже после его смерти они были обнаружены его сыном, которому во сне явился дух отца и указал на место их хранения. Первая часть состоит из 34 песен, символизируя дисгармонию, а не из 33, как остальные части. 

Рисунок на произведение Божественной Комедии

«Божественная комедия» наполнена множеством различных символов. Так, например, в самом начале, пройдя жизненный путь наполовину и «заблудившись в сумрачном лесу», Данте встречает на своем пути три зверя – Льва, Рысь и Волчицу, и тем самым указывает на собственные грехи. Лев символизирует высокомерие, рысь – сладострастие, волчица – жадность.  Огромное значение в «Божественной комедии» имеет религиозная и числовая символика. Так, например, часто используется число «три», означающее христианскую идею о Святой Троице (три части поэмы, 33 песни в двух частях, 33 года Данте в поэме, практически все используемые числа кратны трём или десяти).

В общей сложности поэма состоит из 100 песен. Число сто указывает на завершённость, гармоничность. В целом, поэма представляет собой некую закодированную систему, погрузившись в суть которой, читатель сможет понять скрытый смысл. Повествование ведётся от первого лица. В «Божественной комедии» ярко отображаются политические и философские взгляды Данте. Произведение насчитывает более 170 персонажей, среди которых встречаются и современники поэта, и исторические персонажи. Комедия показывает погружение героя в потусторонний мир, проводником в который выступает Вергилий. При классификации грехов и их тяжести в «Божественной комедии» Данте синтезирует различные философские и религиозные представления о греховности, в частности, используются идеи Фомы Аквинского, Бонавентуры, Аристотеля. Следует заметить, что данное произведение находилось под запретом католической церкви по множеству причин.

Первая часть произведения показывает обиталище грешников. Ад представляет собой огромную воронку, состоящую из девяти уровней, на которых размещаются грешники, совершившие тяжкие грехи, перед входом в Ад находятся души людей, которые не совершали в жизни ни добра, ни зла. Устройство Ада в поэме можно структурировать так:

• первый круг: некрещённые, нехристиане;
• второй круг: сладострастники;
• третий круг: чревоугодники;
• четвертый круг: скупые и расточители;
• пятый круг: гневные и унывающие; 
• шестой круг: еретики;
• седьмой круг: насильники (над ближним, над собой, над божеством);
Первый круг ада
• восьмой круг: обманщики (обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, взяточники, лицемеры, воры, коварные советчики, зачиняющие ссоры, поддельщики);
• девятый круг: предатели.
Чистилище

Следующая часть поэмы изображает некий переходной уровень между «Адом» и «Раем» – «Чистилище». В Чистилище находятся души людей, которые успели покаятся в своих грехах и вынуждены «отбыть срок» перед тем, как получить возможность попасть в Рай. Устройство Чистилища представляет собой гору, имеющую разные уровни в количестве семи, на которых находятся:

• первый круг: гордецы, зложелатели;
• второй круг: завистники;
• третий круг: гневающиеся;
• четвертый круг: праздные;
• пятый круг: корыстные;
• шестой круг: чревоугодники;
• седьмой круг: сладострастники.

Каждому назначается определённое наказание, которое грешник должен получать на протяжении определённого времени (в зависимости от степени тяжести греха) и тем самым очиститься. Здесь происходит искупление грехов гордецов, завистников, гневливых, алчных и т.д. 

Последняя часть «Божественной комедии» изображает обитель святых. И в заключительной части главный герой (отождествляемый с самим Данте) встречает Беатриче, которая убеждает его покаяться и после проводит на небеса. Ключевым образом произведения является образ Беатриче. Она выступает неким спасителем, так как только благодаря новости о том, что именно возлюбленная послала Вергилия к Данте, он соглашается последовать за проводником.  Рай имеет девять сфер и самая высшая из них (десятая) является божественным центром – «Пламенеющей розой». На различных сферах находятся души людей, которые совершали при жизни добрые дела, искупили свои грехи в Чистилище и вели праведную земную жизнь:

• первая сфера: соблюдавшие долг, исполнявшие обеты;
• вторая сфера: реформаторы, честолюбивые деятели, невинно пострадавшие;
• третья сфера: влюблённые;
• четвертая сфера: мудрецы, великие учёные;
• пятая сфера: воители за веру;
• шестая сфера: справедливые правители;
• седьмая сфера: богословы и монахи; 
• восьмая сфера: «торжествующие» (апостолы);
Рай в Божественной Комедии
• девятая сфера: ангелы, святые;
• десятая сфера: Создатель и блаженные души.

В конце поэмы Данте вместе со своей проводницей Беатриче попадает в «небесную Розу» – десятую сферу, присоединяется к божественной благодати, обретает высшую истину и приобщается к Создателю. 

«Божественная комедия» позволяет увидеть в полной мере весь разнообразный мир средневековой культуры, почерпнуть научные, политические, религиозные и философские воззрения поэта и эпохи. С момента создания поэмы появилось множество исследовательских работ, посвящённых её изучению, однако, интерес к ней со стороны учёных и читателей не угасает уже более 700 лет. На протяжении восьми столетий «Божественная комедия» выступала источником вдохновения для писателей, поэтов, художников, философов, историков. Невозможно полностью проследить влияние произведений Данте на литературу и культуру в целом, но можно уверенно заявить, что это влияние огромно. Поэт не только успешно выполнил своё предназначение, которое определил сам себе – увековечить образ любимой женщины Беатриче в истории, а также навсегда оставил своё имя в мировой истории благодаря совершенному творению. 

Смерть

Мавзолей Данте

Политическая обстановка Италии заставила выдающегося итальянца прожить жизнь на чужой земле и тяжелый жизненный путь Данте Алигьери вдали от родной земли закончился в 56 лет. В 1321 году, предприняв поездку в Венецию с миротворческой миссией, Данте заболевает малярией. Великий итальянский поэт с достойными почестями был похоронен в Сан-Франческо.

 пустя некоторое время прах усопшего был перенесён в Гробницу Данте.Однако, существуют разные сведения о месте захоронения поэта. В 1519 году прах Данте должен был быть перевезён во Флоренцию, но гроб оказался пустым. Францисканские монахи похитили урну с прахом и, не желая передавать его на родину поэта, спрятали её под стеной монастыря.

Уже в 1677 урна была помещена в деревянную раку. После секуляризации монастырь был подвергнут ремонту и найденную урну с прахом великого итальянца опознали благодаря эпитафии Антонио Санти и поместили в мавзолей, во время Второй Мировой войны урна с прахом была надежно перепрятана при бомбардировках Равенны, а после снова помещена в мавзолей.

До сегодняшнего дня Данте Алигьери является одним из выдающихся итальянцев, прославивших свою страну на весь мир. Невозможно в полной мере описать тот вклад в развитие культуры всего мира, которое совершил Данте.

 

По заметкам многих учёных, поэт достиг высочайшего уровня мастерства, создал уникальную, индивидуальную поэтическую систему, указал путь, по которому должно продвигаться искусство последующих поколений и превзошёл всех своих учителей.

Скончался Данте в красивейшем городе Равенна. Про него мы и советуем вам более досконально прочитать 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *