Собор святого Вита в Праге

Posted On By artem

Кафедральный собор Святого Вита, построенный в готическом стиле позднего Средневековья, является самой большой чешской католической церковью и, по совместительству, резиденцией главного священнослужителя города.
Он находится в самом сердце Праги — дворцовом комплексе Пражский град, имеет статус архитектурного памятника и считается воплощением культурной и духовной жизни Чехии. Это действующий костел, на территории которого по сей день регулярно проводят римско-католические службы.

Читайте нашу статью про то, что обязательно нужно посетить в Праге.

История собора

Собор святого Вита (полное название Кафедральный Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха) — яркий пример средневековой готической архитектуры, который является местом упокоения чешских архиепископов и правителей. Храм посвящен трем главным святым покровителям Чехии — Вацлаву, Виту и Войтеху.
Вацлав являлся заступником страны и основателем храма, в нем же и захоронен. Был коварно убит своим братом Болеславом в 936 году. Согласно старой чешской легенде, он пригласил Вацлава в свою крепость на крестины сына. После пира, когда брат молился перед костелом, Болеслав набросился на него с мечом. Князь сумел отбить нападение и хотел укрыться в церкви. Но он успел лишь схватиться за кольцо на ее вратах, когда его настигли двое наемников Болеслава, которые, пронзив копьем, убили Вацлава.
Кольцо было впоследствии перенесено из крепости Стара Болеслав в Парижский град и помещено в дверь капеллы святого Вацлава как дань памяти и уважения. Кольцо это можно увидеть на прежнем месте и по сей день, оно долгие годы является одной из главных достопримечательностей Праги.

Башня собора Святого Вита

Вит был выходцем из состоятельной сицилийской семьи и в юном возрасте посвятил себя служению христианству. С помощью силы своей веры он лечил людей и обращал их в богослужение. Во времена преследования христиан его не раз предавали пыткам и убили в 303 году. Вит был причислен к лику святых, а его мощи, которые считаются оберегом Чехии, были переданы храму в дар от восточнофранкского короля Генриха I. Его правая рука была помещена в ротонду при строительстве.
Святой Войтех, также известный как Адальберт Пражский, был вторым епископом Праги и покровителем всей Чехии. Родился в 955 году и был с самого своего рождения подвержен болезням. Уповая на исцеление, младенца положили на алтарь Девы Марии. Чудо случилось и в благодарность за спасение мальчика отдали на попечение церкви Римского Престола. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с язычеством и был убит его приверженцами в 997 году.

Первоначально, в 925 году на территории храма богемским полководцем Вацлавом была построена небольшая ротонда, которую в последствии посвятили святому Виту. Строительство было приурочено значимому для Чехии событию: получение от германского правителя священной «руки» Вита помогло стране избавиться от гнета и поборов, наложенных Римской Империей. 

В начале XI века Пражская епархия преобразовалась в епископство, в связи с чем было принято решение построить на прежнем месте большой костел. Его строительство взяло свое начало во второй половине века, во времена правления князя Спытигнева II. Идейным вдохновителем возведения храма был на тот момент будущий король Карл IV, который задался целью сделать Прагу лучшим европейским городом.
По его приказу в церковь со всей страны были привезены сокровища и драгоценности, которые сделали собор самым богатым хранилищем королевских реликвий. Строительство началось в 1344 году и продолжилось несколько столетий.

Его первым архитектором стал француз Маттиас, привнесший идею построить храм в стиле французской готики. В 1352 году он скончался и успел завершить работу лишь над аркадами и галереями. После него начал работать известный архитектор Петр Парлерж, который по началу во всем придерживался проекта своего предшественника. Так были возведены южные ворота и северная часть хора.
Далее он начал добавлять к первоначальному плану здания дополнительные элементы. Его решетчатые своды, резные деревянные притолоки, колонны, карнизы и оконный ряд привносят в общую атмосферу церкви динамичность и утонченную выразительность.

Во время 40-летней работы над возведением собора, Парлерж параллельно занимался постройкой церквей и Карлового моста. После его смерти в 1399 году были достроены только хор и поперечный нерф. Его работу продолжили сначала его сыновья — Йоханнес и Венцель, а потом архитектор Петрилк. Под его руководством было завершено строительство большей части Южной башни собора и Золотых ворот.

Вид на собор Святого Вита

В начале XV века массовые недовольства народа казнью известного чешского реформатора Яна Гуса разожгли Гуситские войны. Начавшееся в 1419 году иконоборческое движение гуситов продолжилось до середины столетия и стало причиной приостановки строительства. В ходе боевых действий храм был частично поврежден, пострадало также большое количество скульптур, картин и барельефов. 

В 1541 году собор подвергся повреждениям от пожара, который был учинен в Малостранской Ратуше. По сухой траве пламя перекинулось с жилых зданий на территорию Парижского града и охватило собор. Жертвами пожара стало внутреннее убранство собора, часть крыши и несколько десятков человек, находившихся в то время внутри. 

В следующем веке, по причине долгого восстановления повреждений от пожара и войны, работа продвинулась лишь наполовину. В конце XV века король Владислав Ягеллон подписал указ о продолжении строительства и доведения его до конца. Новым архитектором был назначен Бенедикт Рейт, который все-таки не смог завершить работу над строительством по причине критической нехватки средств.
Следующие несколько столетий привнесли в конструкции лишь несколько поверхностных изменений. Здание начало постепенно приобретать элементы барокко и ренессанса, был достроен шпиль Южной башни и возведен орган северного трансепта. 

Виражи собора Святого Вита
Витражи собора просто завораживают

В первой половине XIX столетия Европу охватила идея завершения замороженного строительства важных архитектурных сооружений. В связи с этим была организована втреча именитых и талантливых европейских архитекторов, на которой Йозеф Краннер и Вацлав Песина разработали проект окончания строительных работ в храме.

Основной работой общины было доведение постройки собора до логического завершения и приведения здания в гармоничное единство стиля. Именно поэтому, в 1861 году, под руководством Йозефа Краннера началась масштабная реконструкция храма с удалением не вписывающихся в готический стиль аляповатых элементов.

После него за работу взялся архитектор Йозеф Моккер, при котором в 1873 году было начато возведение двух башен и западной части главного здания. После его смерти за работу взялся Камил Гильберт, которому удалось привнести облик храма архитектурную гармонию. 

Костел строился долгих 600 лет, став отображением поэтапного развития европейской культуры, живописи и архитектуры. В общем стиле и отдельных элементах видно влияние каждого из архитекторов, приложивших руку к его созданию. Официальное окончание работ над постройкой основного здания датируется 1929 годом. В этот же год было произведено освящение и торжественное открытие церкви.

Что посмотреть в соборе

Собор Святого Вита внутри

Собор святого Вита — это один из величайших готических храмов Европы. Основное строение дополнено двумя каменными башнями, высота которых составляет 82 метра (Западная башня) и 95,5 метров (Южная). Фасад западной стороны украшен статуями четырнадцати чешских правителей и большим окном-розеттой. К зданию также относится памятник кардиналу Фридриху Шварценбергу, который с 1850 года занимал должность пражского архиепископа. 

На 14-метровой высоте храм опоясан арочной колонной галерей, украшенной двумя десятками бюстов членов королевского семейства, архиепископов и архитекторов, приложивших руку к строительству костела. Эта композиция, называемая трифорием, была создана в 1971 году мастерской Парлержа и являлась на то время уникальной для Европы. 

Во второй половине XV столетия к основному зданию был пристроен королевский молитвенный зал авторства Януша Шписса. С 1557 по 1561 года Бонифац Вольмут занимался изготовлением специальной музыкальной гробницы, выполненной в ренессансном стиле. 

Здание собора выстроено в форме латинского креста с 30-метровым сводом. Его знаменитые скульптурные композиции имеют не только декоративное, но и историческое значение. Проходы по бокам хора декорированы статуями, изображающими побег Фридриха Пятого и галереей на тему массового разграбления собора в 1619 году. Еще одна уникальная особенность — водостоки, декорированные фигурами средневековых горгулий, которые по легенде защищают церковь от злых сил. 

Отдельного внимания заслуживает библиотека собора — хранилище редких средневековых рукописей, самой ценной из которых является Евангелие, датированное XI столетием. Еще одна гордость храма — орган, отделанный в стиле рококо, имеющий статус одного из самых красивых и древних в Европе. В церкви часто проводятся службы под аккомпанемент органной музыки, которой высокие своды здания придают особую акустику. 

Внутреннее убранство костела представляет собой редкое собрание памятников искусства и культуры. Главными достопримечательностями собора являются украшенные фресками и росписью часовни, красивейшие витражи и хранилище редких драгоценностей. Резные стены с позолотой и проникающий сквозь десятиметровые окна-розетты дневной свет создают в помещении иллюзию воздушности и возвышенности.

Золотые ворота

Золотые ворота в соборе Святого Вита

Это название носит южный портал, который является главным парадным входом в церковь. В Средневековье его использовали во время проведения свадебных торжеств и светских праздников. Перед въездом в собор располагалась специальная дорога, по которой монарх, в окружении свиты, прибывал для проведения торжественной службы.
Ворота выполнены в виде тройной арки в готическом стиле и были спроектированы архитектором Петром Парлержем. Постройка завершилась в первой половине XIV века. Свое название врата получили из-за уникальной мозаики авторства неизвестных мастеров, изображающей сцену Страшного суда. Фон мозаики декорирован позолоченным стеклом, для ее оформления было использовано более миллиона камней разных оттенков золотого.
В центре композиции находится Иисус, который вершит Страшный суд в окружении шести чешских правителей. Правая часть мозаики посвящена спасенным уверовавшим, а левая — отвергнутым Богом грешникам. Тема мозаики продолжается в витраже над Золотыми воротами.

Часовня святого Вацслава

Башня находится невдалеке от главного входа, в юго-восточной стороне здания. Была построена в XIV веке вокруг готического каменного саркофага князя Вацлава, над которым возвышается звездный свод, построенный Парлержем. Надгробие чешского покровителя заново собрали по частям и отреставрировали в первой половине XX века и поместили на пьедестал, украшенный драгоценными пластинами.

Стены часовни инкрустированы более чем тысячей полудрагоценных камней и украшены фресками, изображающими сцены из Библии и жизни правителя. Его мощи хранятся в урне над надгробием, где также размещена статуя Вацлава. 

В углу помещения имеется небольшой дверной проем, ведущий в Коронационный зал, в котором хранятся принадлежности для церемоний (в их числе корона Вацлава, меч и коронационные одеяния). Палата недоступна для посещений и заперта на семь замков, ключи от которых хранятся у семи самых влиятельных людей страны. С 1962 года содержимое хранилища признано национальным памятникам культуры. 

 

Башня-колокольня

Башня возведена в начале XV века мастерской Петра Парлержа и его сыновьями. Через две сотни лет башня начала приобретать черты стиля средневекового ренессанса. Ее высота составляет 97 метров.
На втором этаже постройки располагаются колокола, огороженные позолоченной ажурной решеткой. Колокола «Вацлав» и «Иоанн Креститель», созданные в первой половине XVI века, являются самыми известными из числа дошедших до наших дней. Главный из них — царь-колокол «Зикмунд» весом в 14 тонн, самый тяжелый и большой в стране. Его отлил в 1549 году Томаш Ярош, прославившийся своим Поющим фонтаном.
Над вторым ярусом башни размещена декоративная монограмма в виде буквы «R», увенчанная короной с эмблемой Золотого руна. Этот знак символизирует щедрый вклад короля Рудольфа II, полностью оплатившего все отделочные работы при постройке собора.

Собор Святого Вита снаружи

К башне также прилегает смотровая площадка, до которой можно добраться, поднявшись по двум сотням ступеней. Она находится на высоте 56-ти метров и открывает захватывающий вид на панораму Праги.

Главный алтарь

Вид на витражи собора Святого Вита

Был построен в 1873 году архитектором Йозефом Моцкером и располагается в восточной стороне здания. Основой алтаря является престол, украшенный по периметру круглыми портретами ветхозаветных пророков авторства Йозефа Шимека. Центр композиции — размещенные над алтарем скульптуры учредителей и архитекторов собора.

В середине алтаря находится ковчег, над которым нависает балдахин с островерхим навершием. Боковые части образованы шестью арками с тройным основанием. Каждая арка украшена портретами влиятельных чешских правителей. Балдахин увенчан распятием с символикой пражской архиепархии. 

 

Перед алтарем размещен мавзолей с останками правящего семейства Габсбургов. Гробница обнесена кованной решеткой и декорирована белым надгробием из мрамора, на котором изображен барельеф с портретами короля Фердинанда I, его сына и жены Анны Ягелонской. У его изножья возвышается статуя Иисуса, окруженного скульптурами семи ангелов. 

Королевская усыпальница

Королевская усыпальница в Соборе святого Вита

Находится под мавзолеем с гробницами королей, который установлен перед главным алтарем. Представляет собой однокамерную крипту, построенную во времена правления короля Рудольфа II. Здесь размещены гробницы с захоронениями останков Карла IV, его супруги и детей, а также других особ королевского рода.

Особое место в усыпальнице занимает саркофаг с мощами чешского священника Яна Непомуцкого. Он изготовлен из двух тонн серебра архитектором из Венеции Фишером фон Эрлахом. Саркофаг создан в стиле ренессанс в первой половине XVIII и украшен золотом и платиной. Доступ для туристов к гробницам свободный. 

 

Капеллы в соборе Святого Вита

В католической церкви капеллы — это отдельное, небольшое по площади помещение в виде ниши в боковом нефе, предназначенное для молитвы членов королевской знати и знатных семей. Во времена Средневековья все они были семейными были закреплены за представителями одного дворянского рода, что позволяло проводить общие закрытые молитвы. Взамен
Всего на территории храма насчитывается 19 капелл, отличающихся особенностью оформления. Одной из самых важных из их числа является новая архиепископская капелла, в которой с 1909 года проводятся захоронения пражских архиепископов. Также наиболее ценной считается капелла Девы Марии, где находится алтарь с фресками, изображающими сцены из жизни Богородицы.
Также большое значение для храма имеет капелла святых Мощей, которая еще со времен Средневековья находилась под покровительством состоятельного рода Штернбергов. В центре помещения находится алтарь, содержащий мощи святых, собранные по приказу короля Карла IV.

Капелла святого Вацлава

Построена во второй половине XIV века архитектором Петром Парлежером над ротондой, в которой был захоронен князь Вацлав. Она является самой ценной в художественном плане, ее стены украшены росписью и инкрустированы полудрагоценными камнями.

По всему периметру помещений на стенах размещены фрески с изображением сцен из жизни князя. У дальней стены помещения возведена статуя Вацлава с мечом, облаченная в латы. С обеих боков от правителя возведены две статуи ангелов, за чьими спинами можно увидеть изображения четырех главных чешских покровителей.

Капелла святого Вацлава

Владиславская капелла

Возведена во второй половине XV столетия специально для семьи правителя Владислава II. Капелла находится на втором ярусе костела и оснащена проходом, который ведет в Старый двор. Крытый коридор предназначен для секретного посещения службы членами правящей семьи.
Внутреннее убранство помещения декорировано статуями, выполненными руками рудокопов стиле барокко и украшенных ветвями кустарников. Эти скульптуры представляют собой символ шахтеров, которые работали на серебряных рудниках, составляющих основную прибыль правящего рода.

Сокровищница собора

Сокровищница собора святого Вита

Это Часовня святого Креста — излюбленное место туристов, которое можно посетить отдельно от церкви. Здесь хранится обширное собрание ювелирных и текстильных драгоценностей, самые древние из которых датируются XI столетием. Второе ее название — Святовитская сокровищница, по названию постоянной экспозиции.

Витражи в соборе Святого Вита

Витражи, украшающие собор, имеют в его архитектуре особое значение. В Средневековье было принято считать, что внутренняя площадь церкви представляет собой святое место, а значит и свет, проникающий внутрь него, должен быть неземным. Для достижения такого эффекта начали использовать витражи, которые преломляли солнечные и лунные лучи, создавая свет между миром живых и мертвых.

Красивейшие витражи

Большинство витражей храма датируется первой половиной XX века. Над их созданием трудилось несколько десятков известнейших и талантливейших художников Чехии. Самым известным из них был Альфонс Муха, который стал автором обширного витража под названием «Аллегория славянской нации», изображающим историю крещения славян от святых Мефодия и Кирилла до князя Вацлава и Людмилы. Под его руководством, в стиле «ар-нуво», были отделаны окна северного нерфа.

Как добраться до собора Святого Вита

Собор святого Вита находится на территории Пражского града, расположенного в историческом регионе вод названием Градчаны. Чтобы добраться до него, можно воспользоваться услугами такси или сесть на трамвай или метро. Его точный адрес — III. nádvoří 48/2, Praha 1 | GPS: 50.09089180, 14.40051140.

В близи от Пражского града есть несколько трамвайных остановок — Královský letohrádek, Pražský hrad, Malostranské náměstí (трамваи No22, 23). Время пешего пути составит примерно 20-25 минут. Также поблизости есть станция метро Malostranská, которая расположена в 900 метров от храма. Время пешего пути составит 15-20 минут спокойным шагом.

Вход в храм возможен только через территорию Пражского града, главные ворота которого выходят на большую площадь. Возле касс и Картинной галереи имеется прямой выход к центральным воротам в Собор святого Вита. Вход в храм открыт всю неделю без выходных с 9:00 до 17:00. В здании периодически проходят служения, так что в некоторые дни он может быть закрыт для туристов.

Посещение Южной башни открыто для туристов каждый день, подняться на смотровую площадку можно с 10:00 до 18:00. Бесплатно можно посетить только переднюю часть храма, вход в историческую часть здания доступен только по билетам. Детям до шести лет разрешается посещение без билета.

Собор Святого Вита: видео

Собор Святого Вита на карте

Читайте еще больше интересных статей у нас на сайте!