. Пьяцца Навона в Риме: история, что посмотреть, как добраться
SEARCH

Пьяцца Навона — одна из самых красивых площадей Рима

Пьяцца Навона — одна из самых красивых площадей не только во всем Риме, но и во всей Италии. В этой статье мы расскажем историю этой площади, покажем то, что можно посмотреть и поделать на этой пьяцце.

Рынок на площади Навона

История площади

Не посетив пьяцца Навона, нельзя составить полноценное впечатление о Риме. Это средоточие седой древности и пылкой итальянской современности; вечный праздник с улыбками пьющих вино старожилов и вспышками фотоаппаратов туристов; захватывающая душу архитектура дворцов и прохладные струи фонтанов… 
Площадь находится на том самом месте, где тысячи лет назад сражались гладиаторы на потеху римской толпе, жаждущей зрелищ. Именно из-за бывшего стадиона она напоминает вытянутый прямоугольник. 

Советуем вам также прочитать: 20 лучших достопримечательностей Рима.

Пьяцца Навона во время античности

46 год до н.э. стал вехой создания знаменитым императором Гаем Юлием Цезарем временного стадиона, на котором соревновались атлеты. Это место называют также форумом Цезаря. 
Постоянный стадион с прекрасными скульптурами и другими произведениями искусства был открыт в 80 году н.э. и носил имя своего создателя, императора Домициана, последнего императора из династии Флавиев. Он имел и другое название — арена Агонов (греческое слово, означающее «состязание»). Это древнее словосочетание в более поздней итальянской речи слилось в слово «навона». Размер стадиона поражал взор зрителя: в длину- 275 м, в ширину — 106 м. Он вмещал 15000 человек.

На его большой арене проводились состязания по кулачным боям, метанию дисков и лёгкой атлетике. Домициан стал учредителем в 86 г. новых соревнований для атлетов, посвящённых верховному божеству римлян Юпитеру Капитолийскому. Мужчины бежали на длинные дистанции, метали диск и копьё.
Самым щекочущим нервы зрелищем считались панкрацио, или бои без правил, отличающиеся разнузданной жестокостью. Боец мог быть убит любым оружием и любым способом; запрещалось только ослепление. По оценкам современников, стадион был примерно вдвое меньше Колизея.


Пьяцца Навона в древности
площадь в древности

Пока шли соревнования и возбуждённые зрители решали судьбу проигравшего гладиатора поднятым или опущенным большим пальцем, предприимчивые торговцы и сутенёры вовсю наживались на жажде многочисленных удовольствий. Вокруг стадиона ютились мелкие и большие лавки с напитками и съестным, дешёвыми побрякушками, покрывалами. В дневное и ночное время действовали бордели, причём разного статуса «волчицы» (так называли проституток) обслуживали как пролетариев и гладиаторов, так и пришедших поглазеть на простонародное зрелище сенаторов.

Неудивительно, что древних римлян влекло на стадион Домициана как магнитом; здесь они могли и наблюдать захватывающие спортивные состязания, и пообщаться со знакомыми и друзьями за распитием вина с пряностями, и найти отдых от старой и сварливой жены в объятиях фракийской или африканской красотки. 
Дух того славного времени и сейчас витает на площади Навона. Если туристам захочется хоть немного представить себе атмосферу стадиона Домициана, это выполнимо!
Первые раскопки проводились во 2-й половине XIX века, но ощутимых результатов не принесли. В 30-е годы прошлого века, во время правления Муссолини, под площадью были обнаружены руины стадиона.

Когда строители прокладывали новый проспект Ринашименто, они наткнулись на его часть. На 5 м ниже современного уровня почвы залегает эмицикл, который удобнее рассматривать со стороны Тибра. Можно спуститься и оказаться в начале нашей эры. К услугам туристов информация на ЖК-панелях и информационных стендах, повествующая о «преданьях старины глубокой».

Видео о площаде Навона

Пьяцца Навона в Средние века 

Храм в честь невинной Агнессы


В этот период на пьяцца Навона построили первый храм в честь святой мученицы Агнессы. Чтобы понять, почему её так почитают в Риме, стоит вспомнить её краткое жизнеописание.
Верующие с необыкновенным преклонением и состраданием относятся к самой юной христианской великомученице. Даже само ее имя Agnese в переводе с греческого означает невинность, непорочность и целомудрие. Агнесса как символ святости и чистоты вдохновляла деятелей искусства во все времена. О ней слагали стихи, писали музыку, её небесный лик изображали художники. Базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме были возведены для поклонения её духовному подвигу.

Агнесса происходила из зажиточной семьи liberti, вольноотпущенников. На момент гибели ей было всего 12 или 13 лет.
Во времена императора Диоклетиана, который прославился великими гонениями на христиан в 303-313 годах н.э., в Риме был префектом Семпроний. Его сын влюбился в Агнессу, которая не отвечала ему взаимностью. Семпроний узнал, что девушка входит в запрещённую правительством христианскую секту и является носительницей колдовских чар.
Префект, желая убить двух зайцев- следовать букве закона и отомстить Агнессе, приказал ей участвовать в празднестве языческой богини семьи Весты и в храме принести ей жертву. Для девушки это означало отречься от своей веры. Конечно, она отказалась!


Фонтан на площади Навона

Семпроний пришёл в бешенство и приказал выставить обнажённую Агнессу на арену стадиона Домициана. Воющая и жаждущая расправы над колдуньей толпа мгновенно опешила; нагое юное тело закрыли отросшие до пят волосы. Она закуталась в них и стояла без страха, вознося молитвы Господу. 

В древнем Риме было запрещено казнить невинных девушек, поэтому префект приказал отвести Агнессу в бордель, чтобы его посетители надругались над ней. Легенда гласит, что злачное место внезапно озарилось сиянием: возле невинной девочки возник её Ангел-хранитель. 
Агнесса снова осталась невредимой, зато сын Семпрония, чуть не ставший насильником, скоропостижно скончался. Убитый горем отец на коленях умолял девушку оживить его. Она, не помня зла, помолилась за него. Воскресший отрок побежал по Риму, славя Христа и его приверженцев. 

Скамейки на площади Навона
Центр площади в наше время

Языческие жрецы не могли смириться с непобедимостью Распятого. Они приговорили «колдунью» к сожжению на костре. Но случилось и третье чудо: огонь, не причинив вреда девушке, угас. Жрецы приказали солдатам заколоть беззащитную жертву. Это произошло 21 января 304 года.
Тело мученицы было захоронено на окраине города, и в средние века там была построена церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Уже в наши дни историки исследовали кости святой и обнаружили, что они не подверглись воздействию огня. Версия о смерти Агнессы подтвердилась.
В XVII веке на месте борделя, где явила своё чудо невинная девочка-христианка, был построен храм Sant Agnese in Agone в барочном стиле. Его нежные пастельные тона напоминают нам о святости и невинности Агнессы. Её глава до сих пор находится в церкви.
Архитекторами были Джироламо Райнальди и Франческо Борромини; освятили храм в 1672 году. Здесь находится прах папы Иннокентия Х, внёсшего большой вклад в украшение пьяцца Навона.

Церковь Богоматери Святого сердца 

В средневековье на площади возвели и церковь в честь девы Марии. Намерение построить её выразил в своём завещании король Генрих Кастильский, отец которого выделил на это огромную сумму. Первый храм с испанским названием Санта-Мария-Дель-Сакро-Куоре был готов в XII веке. Он подвергся перестройке в 1450 году на деньги Альфонсо де Парадинаса. Архитектор Бернардо Росселлино изменил местоположение фасада. 

С XVI века испанская община начала использовать церковь как свой национальный храм. Однако в следующем столетии религиозный центр переместился в храм святой Троицы Испанцев.
В XIX веке реставраторы перенесли фасад храма Богоматери на Пьяцца Навона.
Средние века превратили площадь не только в архитектурную достопримечательность Рима, но и в шумный рынок. Здесь не просто торговали; по праздникам публика участвовала в катании на колесницах, её развлекали жокеи и гимнасты.
В августе зрители наблюдали водное шоу: бывшая арена заливалась водой, и на ней разыгрывались морские баталии. Они были очень зрелищными, ведь арена освещалась тысячами факелов и цветной иллюминацией стоящих на площади дворцов.

Купол церкви на площади Навона

Эпоха Барокко

Пьяцца застроена в барочном стиле и похожа площадь на огромный бальный зал с фонтанами в центре. 
Папа Иннокентий Х был организатором постройки дворца Памфили, который является живым образцом барокко.
Однако об эпохе античности тоже не хотели забывать: были планы преобразовать площадь в форум. Русло античного акведука протянулось в её пределы и стало основой для Фонтана четырех рек архитектора Бернини. Он же воздвиг фонтаны Мавра и Нептуна. 
В ту эпоху на площади регулярно проводились празднества и ярмарка. Излюбленные зрелища- соревнования всадников-также остались традицией. Новые фонтаны приносили зрителям желанную прохладу.

Пьяцца Навона в наше время

В наше время площадь Навона является излюбленным местом посещения туристов и местных жителей. Здесь жизнь бьёт ключом: то проводятся парад в честь святого, то даётся концерт под открытым небом.
Те, кто присутствовал на ежегодной рождественской ярмарке под названием Befana di piazza Navona, не смогут забыть её никогда. Площадь расцветает неповторимыми декорациями и тысячами ярких огней, которые придают барочной архитектуре роскошный, фееричный вид. Кроме того, ярмарка славится своими грандиозными распродажами стильных вещей, которыми не преминут заинтересоваться любители шоппинга со всего мира. Здесь же можно приобрести уникальные изделия ремесленников. Многие из них прямо на месте разворачивают свои мастерские и изготавливают подарок для вас в реальном режиме. 
Дети будут в восторге от ярмарочных карнавалов, балаганов, тиров и прочих атрибутов празднования Рождества в Европе. 

Пьяцца Навона — одна из самых красивых площадей Рима

А в обычные дни пьяцца являет собой центр мирового туризма и средоточие магазинов различных модных брендов. Среди состоятельных людей считается престижным совершить покупку именно здесь, хотя магазины практикуют существенные наценки.
Те, кто любит живопись, порадуются встрече с десятками уличных художников, которые готовы написать ваш портрет в антураже исторического места. Пока вы будете позировать, местные музыканты могут исполнить для вас русские или итальянские хиты. К услугам туристов также уютные кафе с традиционной итальянской или европейской кухней, из окна которого можно любоваться красотами средневековой архитектуры.

Что посмотреть на площади Навона

Дворцы на площади Навона

Находясь на площади, новичок прежде всего останавливает свой взгляд на сказочно красивых дворцах с не менее красивыми названиями: Палаццо де Купис, Палаццо Торрес Ланчелотти, Палаццо Памфили, Палаццо Браски.

Дворец Памфили

Самым известным светским сооружением на площади Навона является палаццо Памфили. Его возвели в 1650 году по приказу Джованни Баттиста Памфили, который стал папой римским Иннокентием X. Уже в XV веке этому семейству принадлежали 3 дома на площади. Новоиспечённый римский папа решил создать архитектурный шедевр на южной стороне пьяццы во славу предков и потомков.
Как и храм святой великомученицы Агнессы, его построили Джироламо Райнальди, знаменитый мастер стиля барокко, и Франческо Борромини, который отвечал за внутреннее убранство и создал галерею, украшенную фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы. Законченное здание папа Иннокентий подарил своей родственнице Олимпии Майдалькини.

Дворец Памфили

В палаццо Памфили 23 прекрасных зала, и каждый из них уникален в своём роде. Их наполняют шедевры знаменитых художников средневековья: Джачинто Джеминьяни, Гаспара Дюге, Пьера Франческо Молы, Рафаэля, Бронзино, Тициано, Караваджо и многих других. Семейство Памфили славилось своим богатством и художественным вкусом, поэтому во дворце собраны великолепные шедевры изобразительного искусства.

Удивительная роскошь: в Палаццо Дориа Памфили больше комнат, чем в Букингемском дворце! Английские монархи располагают 775 помещениями, а в Палаццо Дориа Памфили их целая тысяча.

В наши дни владельцем всего этого великолепия является прямой потомок, князь Джонатан Дориа Памфили. С начала XX века во дворце находится бразильское посольство. Тем не менее он открыт для просмотра художественной галереи с 7 до 19 часов.  

Дворец Браски

Палаццо Браски

Палаццо Браски разительно отличается от палаццо Памфили своей архитектурой, так как построен он в неоклассическом стиле.
Известный архитектор Козимо Морелли построил его по приказу герцога Луиджи Браски. Предназначенный для строительства участок был занят дворцом Орсини, и его пришлось снести. Работы были приостановлены в 1798 году, когда Наполеон завоевал город. Бедный герцог Браски был лишён не только возможности возвести фамильный дворец, но и знаменитой коллекции антиквариата, за которую получил смехотворную сумму. Лишь В 1809 году Луиджи поселился в своём новом дворце, став римским мэром.
Дворец не был достроен, так как у семейства не хватило средств. Наследники Браски продали его государству, и в палаццо находилось МВД. Во время правления диктатора Муссолини там располагалась его штаб-квартира. Позже его заняли беженцы, и, к сожалению, разводимые ими костры уничтожили древние фрески.

Дворец реставрировали за 3 года, а затем в нём расположился музей Рима, экспозиции которого представляют историю города до XIX века. Музей работает с 9 до 19 ч, выходной-понедельник. 
Поражает воображение посетителя огромный вестибюль, лестница которого украшена 18 колоннами из красного гранита. Эти колонны стояли во дворце жестокого императора Калигулы. Лестница украшена античными скульптурами и чудесной лепниной Луиджи Акуисти. Прекрасна и маленькая часовня в стиле неоклассицизма.
Осматривая палаццо, стоит обратить внимание на античную скульптуру Пасквино, относящуюся ко II в. до н.э. Она является символом отношения римлян к властям; в эпоху средневековья горожане писали на ней доносы.

Фонтан на площади Навона

Эмоциональным центром площади Навона является триада фонтанов; каждый из них прекрасен по-своему, и невозможно присудить какому-то одному пальму первенства. Был и 4-й фонтан, похожий на мраморную ванну.  
В 1644 г. папа Иннокентий X из рода Памфили объявил конкурс на лучший проект египетского обелиска. Материалом должен был послужить асуанский гранит, который якобы привёз император Каракалла. В реальности на нём уже были высечены имена императоров Домициана, Веспасиана и Тита. 
Великого архитектора Джованни Лоренцо Бернини не допустили участвовать в проекте, так как многие ему завидовали и осознавали уровень его мастерства. Бернини всё-таки создал свой проект. Это был фонтан, где вокруг египетского обелиска расположились статуи богов 4 главных рек мира: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. 

Меценат Людовизи, муж племянницы папы, разместил этот макет в столовой дворца Памфили. Иннокентий не мог оторвать глаз от этого шедевра скульптуры и архитектуры. Он тут же поручил Бернини соорудить такой фонтан и украсить его символом семейством Памфили, голубкой, держащей оливковую ветвь.

В порыве творческого подъёма архитектор Бернини задумал улучшить другие два фонтана, расположенные рядом с его творением. Фонтану, ранее представлявшему собой мраморную ванну с 3 дельфинами в центре, он подарил новую жизнь, заменив их фигурой морского бога Нептуна. Правда, черты лица божества были явно неевропейские. Народ живо прозвал центральную скульптуру Мавром. Легенда гласит, что Бернини наделил его лицом своего кровного врага. Такова утончённая месть гения!

Как добраться до площади Навона

Найти площадь Навона очень просто – она находится на маршруте, охватывающем Колизей, Римский Форум и Пантеон. Нужно обязательно побывать здесь, чтобы впечатление от истории и архитектуры Рима было полным.
К пьяцца Навона можно дойти от станций метро Spagna, Cavour, Barberini, S.Pietro.
Пешком до Piazza Navona от Замка Святого Ангела около 40 минут. На такси- 10 минут (стоимость проезда 9-12 евро). На автобусах 64 и 70 до остановки Corso Vittorio- Sant’andrea Della Valle — 15 минут (стоимость проезда 2 евро).
От Замка Святого Ангела идите вдоль по набережной и перейдите Тибр по мосту Умберто I; вы окажетесь в северной части площади. От Пантеона пьяцца Навона совсем недалеко- 500 м, однако нужно идти по указателям.

Рассвет на пьяцца Навона

Удобно доехать до площади Навона на автобусах, чей маршрут пролегает по историческому центру города. Они неизменно останавливаются возле основных достопримечательностей. Выбирайте номера автобусов 30, 70(идёт от станции метро линии А Termini ), 81, 87(идёт от станции метро линии В Colosseo), 130F, 628, С3, №6, №7 и выходите на остановке Senato или Corso Rinascimento. Есть ещё и автобус 492, следующий от площади Барберини.
Остановки рядом с Piazza Navona :
Senato -расстояние 168 м, 3 мин ходьбы.
Rinascimento -расстояние 260 м, 4 мин ходьбы.
Zanardelli-расстояние 295 м, 5 мин ходьбы.
Можно добраться и на поезде под литерой FL5.
Станции метро линии А Barberini и Ottaviano удобны для путешествия, но расположены не близко от площади Навона. Поэтому оптимальным вариантом будет использование многочисленных автобусных маршрутов.

Пьяцца Навона на карте