Сад Джусти — один из красивейших дворцово-парковых амсамблей не только Италии, но и всей Европы. В нашей статье мы расскажем, что можно посмотреть и что поделать в этом чудесном месте.

История сада

С давних времен итальянская Верона является символом романтической влюбленности, где жили юные Ромео и Джульетта. Много красивых и уединенных мест хранит она под своими сводами. Одно из таких – архитектурно-парковый ансамбль Джусти. Еще в XV веке в эти края перебралась влиятельная итальянская семья, которая занималась бизнесом по производству и крашению шерсти. 

Ее дворец был возведен на берегу реки Адидже в восточной части города. Внешний вид сооружения не отличался от других домов периода позднего Возрождения и имел модную тогда форму усеченного эллипса. Первый этаж был предназначен для жилья. А внутренний двор выходил на аллею, ведущую в таинственную пещеру. Но есть у этого особняка и своя неповторимая особенность.

Балкон в саду Джусти

 Он расположен у подножия холма, в то время, как все остальные дома находились на их вершинах. В соответствии с нормами роскоши и этикета эпохи Ренессанса, к нему был возведен потомком семьи, князем Агостино Джусти, очаровательный сад. Он лично принимал самое активное участие в его проектировании и разбивке. Прототипом парка стали флорентийские сады Боболи. Уже с 1570 года он служил прекрасным тихим местом для прогулок светской знати, посещавшей имение Джусти. Там побывали и всемирно известный композитор Моцарт, поэт и драматург Гёте, прогуливавшийся по саду с кипарисовой веточкой в руке, великий император Джозеф II, а также герцог Тасканы Козимо Медичи. Многочисленные реконструкции с того времени претерпел этот комплекс. Особенно сильно он пострадал во время войны и был более, чем наполовину, разрушен. Основательной реставрацией сада занялись в 1930 г. И благодаря кропотливой и продолжительной восстановительной работе мастеров, сад снова приобрел свою немного измененную первоначальную красоту.

Что посмотреть в саду

 Многоликая и шумная Верона, где непрерывно снуют автомобили со звонкими клаксонами, имеет прекрасное место для уединения и отдыха в тишине. Это замечательный комплекс из дворца и сада Джусти. Этот объект не внесен в карту обязательных посещений туристами, поэтому при пеших прогулках по его идеально ровным дорожкам мало кто помешает. Тишина и покой этого парка окутают посетителей своим волшебством и очарованием.

    Сад Джусти вобрал в себя многое из искусства садоводства Древней Греции и Рима. Окружен он невысокой изгородью с зубцами, напоминающими величественную корону, на которой красивым живым ковром расположились плетущиеся растения.

вход в сад Джусти

Великолепный парк имеет два уровня и разбит на несколько правильной геометрической формы зон. Вход в него открывают кованые высокие ворота, открывающие взору абсолютно ровную центральную аллею, покрытой мелким гравием. Обрамлена она словно искусственными, красавцами-кипарисами. Вытянувшись своими высокими кронами ввысь, они олицетворяют величественность и вечность, как будто призывая посетителей духовно расти вместе с ними. Эти деревья являлись необходимым элементом садов и парков Древнего Рима и Греции. Кипарисы высаживались около храмов и дворцов императоров, дабы показать величие и власть правителей. Подчеркивая идеальную ровность дорожки и величие деревьев, по обеим сторонам расположились аккуратно подстриженные кусты вечнозеленого самшита. Сад как будто площадка для творчества скульптора или художника, где соединились воедино искусство, природа и стихия, которую необходимо обуздать и превратить изящное произведение. 

    Поднимаясь по пологому склону вверх, центральная аллея приводит посетителей на вершину холма, где расположен грот. Его венчает устрашающая античная маска с язвительной усмешкой. Внутри нее находится небольшое помещение, применяющееся для разведения костра, который своими языками вырывается сквозь прорези маски. 

аллеи сада Джусти

Это придает ей более зловещий вид. Она вызывает чувство беспокойства и тревоги и олицетворяет кризис философской мысли поздней эпохи Ренессанса. 

    В соответствии с канонами Эпохи Возрождения с его правильными формами и симметрией, все зоны сада представляют собой отдельные природные композиции, в которых неотъемлемой частью являются античные скульптуры различных периодов и фонтаны из красного мрамора. Окруженные зелеными насаждениями источники с высоты птичьего полета выглядят как великолепно «сотканный» руками мастера ковер. Удачно используя ограниченное городское пространство, примыкающее ко дворцу, а также все рельефные изъяны поверхности, архитектор превратил в замечательные портеры с прекрасной зеленью и ровными аллеями. 

От фонтанов с каменными чашами, поросших мхом, из которых мелкими струйками стекает вода, веет таинственностью и очарованием.Они олицетворяют силу человека, подчинившего силу воды и одновременно показывающего свою свободу. В водных ваннах у подножия каменных источников красиво цветут кувшинки и неторопливо плавают долгожительницы-черепахи.

 В звенящей тишине сада, где слышны только трели птиц и журчание ручейков, восхитительно отдыхать и наслаждаться душевным спокойствием. Не даром, побывавший в этом саду в 1611 году путешественник из Англии Томар Кариат, назвал это чудесное место «вторым раем на земле». 

С первого взгляда соперничество между стройными кипарисами, низкорослыми портерами и совсем низкими бордюрами-кустами из самшита, создают гармоничную картину сочетания цвета и размера. 

Поперечно пересекающие центральную аллею дорожки ведут к определенной зоне сада, где в центре расположена статуя античного бога или богини, окруженной геометрическим орнаментом самшитовых кустов. 

    В одном из таких участков находится единственный в своем роде в Европе лабиринт из кустов. Он считается местом влюбленных. По преданию, молодые люди, воссоединившиеся в центре запутанных дорожек, навсегда останутся вместе. 

фонтан в саду Джусти

Именно поэтому юные влюбленные стремятся испытать свои чувства в этом замечательном месте.

    На одной из поперечных аллей расположены разного вида и временного промежутка эпиграфы Древнего Рима. Это свидетельствует об особом отношении к саду Джустивеликих философов и мыслителей, а также обитателей имения к литературе. На некоторых из каменных хранителей древнего писания тексты практически не видны, но их расположение рядом с вечными и стойкими кипарисами придают эпиграфам особое величие и ценность.

    Одновременно внося разнообразие в растительность сада и оттеняя темную зелень стройных деревьев, в углах партеров расположены емкости с ароматными кустами лимонов и апельсинов со светлой, яркой листвой и сочными плодами. Садовому искусству в эпоху Ренессанса уделялось огромное значение. Эффект красоты и сочетания с природой в саду Джусти также маленькие фигурки веселых гномов, расположенные на стене. 

Статуи античных изваяний, расположенных в определенном порядке, обязательно являются центром партера или и стоят поодиночке. Внутри газонов, окружающих божества, посажены растения, отличающиеся по цвету от самшитовых бордюр. Это придает особое очарование природной композиции. Изваяния являются представителями различных времен античности и имеют свое происхождение. Некоторых из них были обнаружили при раскопках исторических памятников, другие – созданы скульпторами, работавшими над восстановлением сада Джусти.

    В отличие от более древних садов, которые использовались практически для выращивания плодовых деревьев, сады в период Возрождения отказались от этих устоев. 

скульптуры в саду Джусти

Даже перестали использовать в своих посадках растения с лечебными свойствами. В них появилось новшество – украшать. На одной аллее сада Джусти могут располагаться и величественный кипарис, и античное божество, и каменный эпиграф, и раскидистый дуб. Но все это настолько гармонично вписано в композицию, что ничего не является лишним.

    В конце центральной аллеи расположена лестница в стиле Браманто, ведущая в таинственную и мрачную пещеру. Обрамляют вход в нее беспорядочно растущие растения, резко контрастирующие с вычурными и идеально ровными самшитовыми кустами, как будто предупреждают посетителей о границе владений тайных сил природы.

    При планировании сада были учтены все особенности местного пейзажа и неровности рельефа. Даже острый выступ горы динамично был вписан в общую композицию сада и получил определенное художественное значение. Все ложбины и неровности земли были использованы мастером для создания дорожек, ведущих в сад. 

   На пути к нему расположился небольшой лес-роща, который подарит гуляющим прохладу в жаркий летний день. Среди деревьев искусно размещены старинные эпиграфы и садовые растения. Но из-за климатических условий не всегда удается вырастить на почве Италии красивые цветы, поэтому садовники предпочитают использовать для контраста с постоянными жителями сада более приспособленные растения с разнообразной расцветкой листьев. Данный лес выглядит настолько естественно, что невозможно подумать о его искусственной посадке согласно общего плана сада. 

Данная часть парка сильно отличается от четко размеченных аллеек и идеально ровных посадок основной части. Еще в XVIII веке он содержал статуи экзотических животных и существ, но со временем менялась мода и они исчезли, но на их месте появились узенькие ленты дорожек, вдоль которых высаживали различные травы. Эти тропинки приводят посетителей на места, откуда открывается наиболее живописный вид. Выложены они ракушками в стиле маньеризма. От дорожки вниз спускается зеленый газон, отличающийся безупречными формами и разнообразием оттенков зеленого цвета. 

    Одна из тропинок ведет к отвесной скале, в которой высечена узкая, но высокая башенка. 

сад Джусти на рассвете

Раньше в ней разводили голубей, что считалось престижным занятием в период позднего Возрождения. На данное время она заброшена, но из ее оконниц открывается живописный вид всего сада.

    Неповторимым ароматом наполнен воздух в саду Джусти. Тонкие цитрусовые нотки волнами набегают на гуляющих. Наличие лимонных и апельсиновых деревьев в парке обязательно. Это связано с древним мифом о дереве с золотыми яблочками, которое символизирует райские кущи. 

Летом в саду гуляет легкий ветерок, а склоны использованы таким образом, что каждый выступ представляет собой небольшие площадки, на которых расположены террасы, ведущие в парк. Все подчинено законам геометрии.

тенистые места в саду

С самой верхней точки обзора можно увидеть весь сад целиком и пейзаж, убегающий вдаль. Каменные скамьи предлагают гуляющим отдохнуть в тишине и насладиться прекрасным видом города и природы.

Планируя и закладывая свой сад, человек эпохи Ренессанса вложил определенный замысел. Центральная аллея парка, ведущая от дома к пещере, символизирует своеобразный выбор, который предстоит выбрать путнику. В зависимости от этого он, возможно, приобретет смысл жизни.

Полюбоваться красотами сада Джусти и совершить прогулки по всем его живописным уголкам можно на протяжении весенне-летне-осеннего периода, так как многие из его насаждений являются вечнозелеными.

Как добраться до сада

Сад Джусти расположен в нескольких десятках метров от площади Пьяцца Изоло и около 15 минут ходьбы от Амфитеатра. Можно совершить пешую прогулку или доехать до места назначения на общественном транспорте под № 72. Выходить на остановке с названием Кардуччи. Режим работы сада: 

• апрель – сентябрь 9.30-20.00,
• октябрь – март 9.00-19.00.

Цена билета колеблется от 5 до 7 евро.

Видео про сад Джусти

Сад Джусти на карте

Читайте еще больше интересных статей на нашем сайте!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *