. Леонардо да Винчи - биография великого художника и учёного
SEARCH

Леонардо да Винчи

Басня, принадлежащая Леонардо да Винчи, с поразительной точностью рассказывает о нем самом, о его творчестве. Через сотни лет потомки, рассматривая «запятнанные» листки, не перестают удивляться разнообразию талантов живописца и преклоняются перед величием человеческого духа Леонардо да Винчи.

Видео про Леонардо да Винчи:

Послание разума Леонардо да Винчи

При упоминании его имени сразу вспоминается улыбка «Джоконды», великолепие «Дамы с горностаем», трагизм «Тайной вечери», золотое сечение «Витрувианского человека». Конечно же, его элегантные наброски инженерных и архитектурных конструкций. Однако, гениальность да Винчи не ограничивается живописью и инженерной мыслью. Она охватывает практически все стороны жизни: ученый – исследователь, философ, писатель, анатом и биолог. И… музыкант, кулинар, распорядитель празднеств, декоратор. Такое под силу уму незаурядному, жадному до наблюдения и изучения. При этом открытия не остаются в теории, а проверяются экспериментально, подвергаются анализу, тщательно описываются и снова проверяются на практике.  

Послание разума Леонардо да Винчи

Родился Леонардо ди сер Пьеро да Винчи 15 апреля 1452 года в предместьях городка Винчи недалеко от Флоренции в семье нотариуса Пье­ро да Вин­чи.

Мать будущего гения Катарина была по одним данным крестьянкой, по другим – хозяйкой таверны. В любом случае, в те времена такой мезальянс не приветствовался церковью, и брак был невозможен. Первые годы жизни маленький Леонардо прожил с матерью. Сер Пьеро забрал его к себе в трехлетнем возрасте и занялся воспитанием сына. По имеющимся данным, нотариус ждал законнорожденного наследника и был женат 4 раза, произведя на свет ещё 11 детей.

В 1469 году семейство сера Пьеро переехало во Флоренцию, где 17-ти летний Леонардо поступил в ученики тосканского мастера Андреа Верроккьо.

Гениальный подмастерье. Флоренция 1469 – 1482 годы

Художественная мастерская Вероккьо пользовалась невероятной популярностью у жителей Флоренции и во всей Тоскане.

Молодой подмастерье оказался чрезвычайно талантливым. Он жадно и с большим удовольствием обучался живописи, скульптуре, архитектуре, гуманитарным и техническим наукам, выделке кожи, работе с металлами. Да Винчи познавал химию, черчение, моделирование. Всё это позволяло развивать наблюдательность и аналитические способности, оттачивать ум исследователя. Леонардо пробовал, развивал и совершенствовал разнообразные навыки.

Гениальный подмастерье

В 1473 году Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера, но собственную мастерскую смог открыть только в 1476 году.  Однако, сотрудничество с Вероккьо продолжилось и после этого. Наглядным примером совместного творчества является картина «Крещение Христа». При работе над картиной одного из двух ангелов Верроккьо поручил написать своему гениальному ученику.

Картина изображает Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, совершающего обряд крещения, и двух ангелов. Сюжет запечатлел судьбоносный, необыкновенно волнующий момент из жизни Спасителя. При этом стиль художника сухой, резкий и, несколько, небрежный, торопливый. Выражения лиц Христа, Крестителя и темноволосого ангела мрачны и, как бы, отрешены от совершаемого действия. Эта часть картины принадлежит кисти Вероккьо. И так контрастно по сравнению с ними выглядит светловолосый ангел, которого изобрази да Винчи! Взгляд направленный прямо на Спасителя, наполнен любовью и восхищением. Фигура напряжена и устремлена вверх к Иисусу. Линии тела под складками одежды четко прорисованы, сильные и, в то же время, мягкие. Лицо ангела одухотворено, полно жизни и интереса к происходящему.

Леонардо да Винчи

Джорждо Вазари (художник, искусствовед и биограф Леонардо да Винчи) описывает занимательную историю, связанную с этим произведением. Ангел, написанный Леонардо, настолько поразил Верроккьо, что учитель забросил занятия живописью навсегда.  

В работе над произведением молодой живописец впервые применил технику «сфумато» (буквально, исчезающий, рассеивающийся как дым), которую он будет использовать во всех своих картинах. Тончайшие слои красок наносятся на холст, это позволяет создать впечатление дымки, размытости, придает мягкость линиям. «Сфумато» максимально приближает изображение на картине к естественному, ведь человеческий глаз не видит контуры предметов и фигур.

Первая картина Леонардо да Винчи

Считается самой ранней работой молодого художника, выполненной самостоятельно. По сюжету Архангел Гавриил явился к дому Марии и возвестил о будущем рождении Иисуса Христа. В левой руке архангел держит белоснежную лилию, что говорит о непорочности зачатия, а правой благословляет Деву. 

В целом картина производит впечатление иллюстрации в книге: деревья на заднем плане напоминают ухоженный английский сад, лица персонажей маловыразительны, красивый картинный столик отвлекает внимание, трава и цветы похожи на ковер.

Леонардо да Винчи и его первая картина

При этом несколько моментов говорят о поиске изобразительных приемов, которые впоследствии станут характерными для Леонардо. Поза и жесты Марии достаточно красноречивы и выразительны, они говорят о замешательстве молодой женщины. Она сидит вполоборота, как бы, собираясь вскочить и уйти. Левая рука, вскинутая в отвергающем жесте, как бы, отрицает известие, правая-лежит на библии, принимая пророчество. Горные вершины и открытое небо заднего плана, как символы целомудренной чистоты и высокого духа, будут встречаться практически во всех последующих картинах живописца.

Поклонение волхвов

Для своего монастыря в Сан Донато монахи сделали да Винчи заказ на картину. К сожалению, она была не завершена по случаю его переезда в Милан.  

По евангельским мотивам путешествующие волхвы увидели над Вифлеемом яркую рождественскую звезду. Услышав эти рассказы, царь Ирод подговорил волхвов найти младенца.  Следуя свету звезды, волхвы нашли дом Марии. Но забыли о тайном сговоре с Иродом, увидев божественную Богородицу с младенцем Иисусом на коленях. Именно этот момент и изобразил молодой художник.

Поклонение волхвов

Вся сила таланта да Винчи воплотилась в картине: ни одного похожего лица, жеста, ни одной повторяющейся позы. На лицах персонажей мастерски отражается вся гамма эмоций: от удивления и радости до немого восторга и глубокого преклонения перед будущим Спасителем рода человеческого.

Произведение наполнено символами и намеками. Например, по сравнению с поздними работами мастера, где образы Мадонн всегда очень выразительны и тщательно прорисованы, здесь Мария, не являясь центральным персонажем, изображена несколько схематично. Расслабленная поза, на лице усталость и смирение. Разрушенный храм на заднем плане говорит о прошедшем времени античного мира. Пальма символизирует будущую славу Иисуса, дуб означает силу и вечность.

Поклонение волхвов

Картину можно рассматривать бесконечно, находя в ней всё новые и новые сюжеты. Возможно, это впечатление создается интересным приемом: да Винчи оставил передний план картины пустым, как бы приглашая зрителя стать участником происходящего.

Становление мастера. Милан 1482 – 1499 годы

В 1482 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и поступает на службу в штат герцога Лодовико Сфорца. Над Миланом нависла военная угроза со стороны Франции, и жесткого деспотичного герцога интересовали лишь оружие и оборонительные приспособления.

Становление Леонардо да Винчи

Знания механики и архитектуры да Винчи пригодились как нельзя лучше. В качестве военного инженера, он создает чертежи военных сооружений, приспособлений, осадных орудий. В его трудах найдены прототипы конструкций, многие из которых будут воплощены лишь столетия спустя: летательные аппараты, парашют, самоходные колесницы, рассекающие вражескую пехоту косами метровой длины, двухъярусные мосты, позволяющие одновременно переправлять большой поток людей, танки, арбалеты, осадные орудия и многое другое.

Становление Леонардо да Винчи

Да Винчи настолько опережал свое время, что его изобретения казались сомнительными и не пользовались успехом. Сфорца не нашел ничего лучше, как использовать таланты гениального изобретателя и инженера для создания увеселительных конструкций и организации пышных празднество и пиров при своем дворе.

Удивительно, что при такой занятости, мастер пишет один шедевр за другим. Именно первый миланский период считается одним из самых плодотворных в жизни да Винчи. Что касается изобразительного искусства этот период в творчестве.

 Дама с горностаем

Что-то привлекло внимание молодой женщины с игривым белоснежным горностаем на руках. Она обернулась и заинтересованно смотрит в сторону. Кажется, что пройдет еще миг, и она встанет и что-то скажет. Художник изобразил фигуру в необычной для того времени позе, вполоборота.

Да Винчи пишет портрет в своей технике «сфумато»: линии мягкие, плавные. Сочные краски на темном фоне, отсутствие дорогих украшений подчеркивают молодость и жизнерадостность Чечилии. Оживленное лицо, озорной, дерзкий взгляд говорит об открытости и смелости характера.

 Дама с горностаем

Белоснежный зверек на картине не случаен, «ermellino» по-итальянски, означает горностай. Слово перекликается с фамилией Галлерани. Кроме того, на гербе герцога Сфорца есть изображение горностая.

Прекрасная Ферроньера

Долгое время примерно до 1980 года принадлежность картины кисти Да Винчи оставалось спорным. Последние исследования говорят о том, что картина действительно была создана в мастерской гениального итальянца, но, возможно, была закончена совместно или одним из учеников.

В те времена в моде были фероньерки-украшения на лбу, отсюда и название картины.

Прекрасная Ферроньера

Она, действительно, прекрасна. Большие выразительные глаза смотрят смело и прямо. Плотно сомкнутые губы, гордая осанка, чуть наклоненная голова, говорит об упрямстве и твёрдости характера. Глухой, почти черный фон подчеркивает красоту темных волос и карих глаз. По некоторым данным, после Чечилии Галлерани именно Лукреция (на картине, предположительно, её портрет) стала фавориткой Сфорца. И они, как сёстры, очень похожи между собой.

Витрувианский человек

Труды античного архитектора Витрувия вдохновили да Винчи создать рисунок человека, чтобы показать, что пропорции тела подчиняются математическим законам. Рисунок так и назвали «Витрувианский человек».

Витрувианский человек

В этом рисунке Леонардо воплотил все характерные черты эпохи Возрождения:

  • антропоцентризм –  основное внимание в культуре уделяется человеку, возвращая к временам античности. На рисунке центром окружности является пупок, центром квадрата  –  гениталии мужчины, символизируя начало всех начал. Человек является венцом творения Создателя;
  • гуманизм  –  именно человек признается наивысшей ценностью мира Ренессанса. Фигура человека вырисована бережным тщательнейшим образом, плавными идеальными линиями обозначены мышцы, черты лица, окруженные нимбом волос, красивы, светотени подчеркивают совершенство строения тела;
  • рационализм  –  в иллюстрации математически точно выверены и соблюдены все пропорции. Наука и прогресс занимают всё более важное место в жизни людей, поэтому ко всему окружающему деятели подходят с рациональной точки зрения. «Витрувианский человек» подчиняется правилу «золотого сечения» в математике. Впоследствии да Винчи неоднократно использует метод в своих работах;
  • движение и развитие – человек изображен в двух позах, это подчеркивает пропорциональность и гармоничность строения тела в динамике;
  • светский характер эпохи Возрождения –  культура постепенно освобождается от церковной зависимости; нет никакого намека на религиозность нарисованного человека, наоборот, фигура напоминает титана из древней мифологии.
черты эпохи Возрождения

Культурное значение рисунка трудно переоценить. Он используется в научных трудах и учебниках, режиссеры, художники не перестают обращаться в своих работах к легендарному образу. Леонардо да Винчи росчерком карандаша соединил античные знания, мир Ренессанса и нашу современность.

Мадонна Литта

Сюжет картины прост и понятен. Молодая мать отлучает младенца от груди. Об этом говорят зашитые разрезы на платье.

Поддавшись порыву материнской любви, женщина не выдерживает и подставляет ребенку грудь, возможно, в последний раз. Ласково, нежно и, в то же время, задумчиво смотрит мадонна на свое дитя. Она пытается предугадать его будущее.

Мадонна Литта

Нет картины более трепетной и эмоциональной, чем данное произведение. Мягкие линии, округлость форм создают вызывают ощущение тепла, защищенности и умиротворения. Возвышенность образа подчеркивают ярко-голубые изображения горных вершин и небес в окнах. С ними по гамме оттенков гармонирует цвет плаща. Спокойный ровный свет падает на молодую женщину и ребенка, объединяя на все времена Богородицу и Спасителя.

Мадонна в гроте

В скалах, в гроте, спасаясь от преследований царя Ирода, укрылись Мадонна с младенцем Иисусом, Архангел Уриил и юный Иоанн Креститель. Темные нависшие скалы и камни олицетворяют угрозу, нависшую над ними. Практически бесцветные четко прорисованные растения усиливают тревожность момента.

Мадонна в гроте

Печально и обреченно смотрит Мадонна на сына. Она простерла руку, чтобы защитить свое дитя, но будущее его уже предопределено. Архангел Уриил указывает жестом, что необходимо определить и будущее Иоанна. Юный Христос осеняет крестным знамением своего предтечу, тем самым наделяя его властью разносить по миру благую весть о приходе Спасителя. Образ Архангела Уриила вносит порядок и умиротворение в этот волнующий момент. Христианские и иудейские тексты говорят о нем: «(Архангел Уриил) тот, кто несет свет Израиля», он знает секреты Вселенной и приносит мир в беспокойный дом, ум или дух.

 Тайная вечеря

Тайная вечеря является одним из самых драматичных и переломных евангелистских сюжетов.

Иисус смело озвучивает предстоящее предательство одного из своих учеников. На лицах и в позах присутствующих читается удивление, смятение и тревога. Каждый из апостолов вопрошает Мессию: «Не я ли?». Иисус успокаивает их, причащает вином и хлебом. Спокойное и покорное выражение лица, простая открытая поза говорит о смирении и принятии своей судьбы.  И в это драматический для себя час Мессия не устает наставлять своих учеников. Он говорит им, что сомнения в вере посетят их в предстоящую ночь.

 Тайная вечеря

Иуда изображен по правую руку Иисуса в зелено-голубом плаще. Единственная фигура, по расположению изображенная прямо напротив Христа.

Роспись содержит множество загадок и порождает споры до сих пор: доподлинно не установлено точное расположение апостолов, кто рядом с изображением Христа Мария Магдалена или его любимый ученик Иоанн. Рисунки и наброски противоречивы, и не разрешают вопроса.

Роспись сделана на сухой стене, поэтому не является фреской в полном понимании этой техники. Да Винчи много экспериментировал с материалами, чтобы лучше сохранить произведение. Но в этом и заключается катастрофическое состояние шедевра, в настоящее время оригинальным является не более 30% изображения. Многочисленные реставрации не помогли спасти роспись. Великое и исключительное по силе произведение на стене монастыря продолжает исчезать и по сей день.

Рисунки Леонардо да Винчи

Работа в столь напряженном режиме требовала много времени и сил. Да Винчи следует своему неспешному режиму в работе. При дворе Сфорца он приобретает славу художника, который никогда не завершает свои работы. Поэтому у мастера появляется целый штат помощников и учеников. Им поручается воплощение его замыслов в цвете.

Великий да Винчи всё больше проявляется как естествоиспытатель: анатомия, ботаника, геология, геометрия-ничто не ускользает от внимания, всё находит отражение в его работах. И вновь удивляет разнообразие тем, количество рисунков и набросков поражает воображение.

Рисунки Леонардо да Винчи

Всю свою жизнь да Винчи изучал строение тела человека и животных: препарировал трупы, изготавливал модели и препараты органов и систем. Да Винчи можно по праву назвать одним из основателей современной анатомии как науки. Он впервые определил пропорции костей скелета, описано сердце как мышечный 4-х камерный орган, досконально изучил строение тела человека, сделал сотни потрясающих рисунков.

Ученого интересуют не только мышцы и кости, но и состояния души, человеческие эмоции. Часами он может бродит по улицам Милана в поисках нужного выражения лица. Среди рисунков мастера есть и карикатурные изображения, возможно, в них выражается отношение да Винчи к действующим лицам власти и церкви.

Рисунки Леонардо да Винчи

Сохранились многочисленные подготовительные рисунки, эскизы, выполненные сангиной (от лат. sanguis «кровь»-красный мел) и карандашом. По сравнению с пером, загрунтованной темперой, которые были популярны в то время, сангина и угольный карандаш лучше подчеркивают форму, придают больше выразительности.

Изображения животных восхищают своим искренним теплым очарованием. Художник тщательно зарисовывает кошек, собак, лошадей, птиц в разных позах и ситуациях.

 Флоренция 1499 – 1506 годы

В 1499 году Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию и устраивается на службу к герцогу Чезаре Борджиа. И вновь здесь пригодился инженерный талант прославленного художника, поскольку герцог делает заказы на военную технику.

При этом мастер успевает путешествовать, заниматься живописью, географией, и архитектурой. «Ни принцы, ни папы не заставят Леонардо делать то, что находит он скучным или недостаточно прекрасным.» – напишет он в своих дневниках.

 Флоренция 1499 – 1506 годы

К сожалению, впоследствии ряд произведений этого периода будут утрачены. Их воссоздадут по его рисункам: «Ма­дон­на с ве­ре­те­ном», «Ле­да и ле­бедь», «Бла­го­ве­ст­вую­щий Ан­гел».

Битва при Анджарии

После победы над Пьеро Медичи глава ополчения флорентийцев Томмазо Содерини поручает Микеланджело и Леонардо да Винчи сделать росписи для дворца Сениории (Палаццо Веккьо).

Фреска «Битва при Анджарии (Ангиари)» станет самым значительным заказом Леонардо. Два величайших мастера встретились в одном проекте и, по словам Челлини, создали «школу для всего света».  Роспись да Винчи, к сожалению, не была не завершена, а позднее и вовсе утрачена. До наших дней дошли подготовительные рисунки да Винчи и копия центральной сцены «Битва за знамя», выполненная Рубенсом.

Битва при Анджарии

На рисунках мы видим изумительное воплощение мастерства да Винчи, как анатома и читателя человеческих эмоций.  В разгар боя напряжены и натянуты как струна все мышцы. В такие мгновения невозможно молчать. И человек кричит в порыве отваги и ненависти к врагу.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

В этот же период была создан рисунок «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем».

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

С поистине волшебной улыбкой смотрит молодая мать на сына, любуясь им. Маленький Христос воздел ручку для крестного знамения. Святая Анна, символ милости и благодати находится рядом со своей дочерью. Анна подняла руку, указывая в небо, намекая на божественное происхождение всех персонажей рисунка.

 Джоконда

«Порт­ре­т Ли­зы Ге­рар­ди­ни» является самой знаменитой работой Леонардо да Винчи.  Вопреки всем спорам, кто именно изображен на картине, в настоящее время доподлинно известно, что Мона Лиза являлась женой Франческо дель Джокондо, торговца из Флоренции, у которого родился сын. В честь этого события и был сделан заказ художнику.

 Джоконда

Занимательно, что загадочную улыбку Джоконды современники да Винчи признавали «просто приятной». Впервые на нее обратили внимание только в 1855 г.  Впрочем, что можно было ожидать от писателя-романтика Теофиля Готье.

Второй миланский период. 1508 – 1513 годы

Талант живописца и ученого требовал выхода, воспитания последователей. Современники да Винчи назовут их «леонардесками»: Сесто, Мельци, Капротти, Больтраффио и другие. Сам художник больше занимается рукописями, архитектурой и декорацией театрализованных представлений.

Второй миланский период. 1508 – 1513 годы

Наиболее талантливыми из его учеников стали Франческо Мельци и Джованни Больтраффио. Первый оставался с мастером до последних дней его жизни и стал наследником и хранителем трудов да Винчи.

Святой Иоанн Креститель

Пожалуй, самое скандальное произведение да Винчи. Для лучшего понимания образа необходимо коснуться личной жизни мастера, о которой есть очень скудные сведения. Да Винчи никогда не был женат и не имел детей. Возможно, это было связано с нетрадиционной ориентацией мастера. Сохранились данные о том, что молодой художник даже фигурировал в деле о мужеложстве. После этого события все факты своей личной жизни да Винчи держал под строжайшим запретом.

Святой Иоанн Креститель

Тем не менее, юношу по прозвищу Салаи считают возлюбленным Леонардо. В дневниках мастера осталось множество записей о нем. Да Винчи непременно хотел сделать его известным живописцем. Однако, Салаи прославился тем, что позировал для картины «Иоанн Креститель». Существуют наброски к картине, где Салаи изображен обнаженным.

Темный фон, грубые темные одежды, едва заметный крест в правой руке, воздетой к небу. И ничто на картине не отвлекает от образа Крестителя. Молодое тело, молодое женоподобное лицо. На лице играет ироничная, даже с оттенком сарказма, улыбка. Лукавый взгляд не вызывает религиозного трепета, скорее, наоборот, резко контрастирует с божественным значением персонажа картины.

Святой Иоанн Креститель

С этой точки зрения, да Винчи подчеркивает одну из сторон эпохи Возрождения-индивидуализм. Яркое проявление личностного начала в творчестве, в понимании событий. В мире происходи переоценка значения церкви в жизни человека. Многие искусствоведы считают это портрет началом маньеризма в живописи.

Мадонна с младенцем, святой Анной и агнцем

На фоне безмятежного пейзажа Младенец играет с ягненком. Мать бережно поддерживает его, сидя на коленях у святой Анны. В глазах Мадонны печаль и тревога. Ягненок, символ жертвоприношения, показывает будущее исполнение предначертанного. Глубокий смысл заложен и в том, что Богородица сидит на коленях у матери. Спокойной выглядит Анна, передавая дочери силу, символизируя опору, поддержку и свое покровительство.

Мадонна с младенцем, святой Анной и агнцем

Туринский автопортрет

По праву считается одним из самых проникновенных произведений да Винчи. Художник написал его в 60-летнем возрасте. Однако, до сих пор нет однозначного ответа, является ли этот рисунок подлинником или копией. Сама техника изображения очень схожа с рукой да Винчи: характер линий, штриховка слева направо, сходство с изображением самого мастера по произведениям других художников. И это очередная загадка великого художника.

Суровое выражение лица, ясный, твердый взгляд выражают мудрость изображенного человека. Горькие складки у рта говорят о непростом жизненном пути и пережитых тревогах. Портрет производит потрясающее впечатление несокрушимой силы человеческого духа.

Туринский автопортрет да Винчи

В эти годы мастер не устает работать над техническими конструкциями, продолжает изучать животный мир и природные явления. В творческом наследии Леонардо да Винчи невозможно перечислить все рисунки. В одном сходятся все исследователи, в разнообразии сюжетов и исполнительском мастерстве.

Многие годы да Винчи интересовала тема полета человека. Мастер изучает птиц, строение крыльев, их полеты. Да Винчи впервые рассматривает возможность полета человека как инженер. В рисунках мастера сохранились различные конструкции летательных аппаратов.

Последние годы. Рим. Франция. 1513 – 1519 годы

Беспорядке в Милане, связанные с военными действиями между Францией и Италией, вынуждают да Винчи покинуть Милан и поселиться в Риме. Хотя в папском дворе мастера принимают очень почтительно, но ему не удается получить работу. Возможно, это связано с репутацией «медлительного» художника.

Последние годы. Рим. Франция. 1513 – 1519 годы

Однако, имя Леонардо да Винчи могло бы украсить и увенчать славой двор правителя любой страны. В 1516-1517 годах большой любитель и знаток итальянского искусства король Франции Франциск I приглашает да Винчи к себе и награждает его высоким званием «первого королевского художника, инженера и архитектора».

В последние годы своей жизни да Винчи не создавал картины, полностью отдаваясь рисункам и рукописям. По свидетельствам окружающих, мастер очень мало спал, работал и днем, и ночью.

Последние годы. Рим. Франция. 1513 – 1519 годы

Интересны последние рисунки мастера. Они отражают природные катаклизмы, чаще всего встречаются изображения потопа. Волны, морские вихри, бурные потоки воды безжалостно обрушиваются на землю, ломая, сокрушая и снося всё на своем пути. Гигантские водовороты повергают в пучину деревья, клочки земли, весь мир.

Что видел великий человек, создавая столь мрачные и устрашающие сюжеты? Будущие катаклизмы? Предсказания и пророчества да Винчи волнуют умы ученых до сих пор.

Последние годы. Рим. Франция. 1513 – 1519 годы

Свои последние годы да Винчи провел в замке Кло-Люсе в предместьях города Д’Амбуаз. Ныне известно, что примерно с 1517 года, мастер перенес апоплексический удар (инсульт) и плохо владел правой рукой. Однако, это не помешало да Винчи продолжать работать над рукописями. Скончался мастер в возрасте 67 лет 2 мая 1519 года.

Он был похоронен в церкви Сен-Флорантен. К сожалению, могила мастера не сохранилась. В настоящее время археологами ведутся работы по поиску останков великого мастера.

Наследие Леонардо да Винчи

Деятельность Леонардо да Винчи трудно переоценить. Блестящий живописец, гениальный ученый оставил после себя огромное наследие. О его трудах научный мир спорит и по сей день, его картины заставляют еще и еще раз обращаться к творчеству эпохи Возрождения, его размышления о мире и месте человека в нем актуальны и в наше время. Творчество Леонардо да Винчи включает:

Наследие Леонардо да Винчи
  • 14 изобразительных полотен,
  • 4 незавершенных картины и эскизов,
  • 8 работ со спорным авторством,
  • 3 монументальные росписи;
  • 11 рукописей (кодексы да Винчи), всего более 6000 страниц рукописного текста),
  • «Трактат о живописи», притчи, басни, рассказы;
  • количество рисунков до сих пор точно неизвестно.

Рукописные труды Леонардо да Винчи представлены в виде дневников, тетрадей, отдельных страниц. Мастер не занимался их систематизацией. Часть текстов да Винчи называл кодексами. Сохранились кодексы по геометрии, архитектуре, астрономии, гидравлике и гидрологии, механике, анатомии, ботанике и другим областям жизнедеятельности человека.

Занимательные факты из жизни Леонардо да Винчи

Занимательные факты из жизни Леонардо да Винчи
  • Леонардо считал себя неученым человеком, хотя всю жизнь занимался самообразованием. Его библиотека насчитывала несколько сотен книг. Признавая теорию, считал практику более важной стороной получения знаний.
  • «Универсальный» да Винчи одинаково хорошо писал и левой и правой рукой. Почти все его тексты написаны справа налево и левой рукой, то есть «зеркальным почерком», «почерком Леонардо». Гипотеза о «коде да Винчи», возможно, основана на этой его способности, якобы художник хотел зашифровать все его письменные послания, рукописи и дневники.
  • «Индус, который не ел мясо» называли его современники. Великий художник был употреблял исключительно растительную пищу. Складывается впечатление, что животных он любил и жалел больше, чем людей. 
  • Гениальность Леонардо да Винчи коснулась и искусства кулинарии. В 1473 году он прививал жителям Флоренции культуру еды. Будучи на службе у герцога Сфорца был известным устроителем пиров и празднеств. Пища в те времена не отличалась большим разнообразием: большое количество мяса птицы или рыбы, приправленной специями и травами. Овощи, картофель, томаты появятся в Европе только в 18 веке. Да Винчи принадлежат несколько рецептов простых и «легких» блюд, кухонных приспособлений, например, прототипы современного миксера и яйцерезки, вертел для мяса. Он впервые предложил использовать за столом полотняные салфетки для рук.
  • Да Винчи играл на музыкальных инструментах – лире и флейте, хорошо пел. В своих рукописях он отмечает, что музыка тесно связана с изобразительным искусством.
  • Практически ни одна из картин Леонардо да Винчи не закончена, они были или заброшены, или перерисованы, или завершены его учениками. Портрет «Моны Лизы» завершал его ученик Салай.

Читайте также:

Достопримечательности Франции

Достопримечательности Венгрии

Достопримечательности Турку