. Аничков мост в Санкт-Петербурге: история, адрес, кони, как добраться
SEARCH

Аничков мост

Аничков мост — это один из самых красивых мостов Северной Столицы… Расположенный на многочисленных островах в дельте Невы, Санкт-Петербург пересечен реками и каналами, над которыми возведены сотни инженерных сооружений. У каждого своя история и неповторимый шарм. Один из самых легко узнаваемых – Аничков мост с четырьмя конными статуями, который заслуженно считается визитной карточкой Северной столицы.

История создания шедевра

Строительство Аничкова моста – часть истории Санкт-Петербурга, вместе с которым он пережил взлеты и падения, многочисленные переделки и перестройки, прежде чем приобрел современные черты. В хронологии создания выделяются несколько этапов, каждый из которых, как зеркало отражает судьбу города.

Первая деревянная переправа

В первое время паром был единственным средством для перевоза через Фонтанную реку. Постепенно нагрузка на него увеличивалась, лодки не справлялись, и в 1715 году Петр I приказал начать возведение деревянной переправы. На строительство был назначен рабочий батальон, а командовал им подполковник Михаил Аничков. В мае следующего года появился 150-метровый свайный мост, перекрывший реку и болотистые поймы. Для прохода мачтовых судов вместо разводного механизма предназначались подъемные щиты, которые поднимались и опускались вручную.

Со временем Фонтанку расширили и углубили, судоходство развивалось и сдвигать руками щиты становилось нерационально. Назрела необходимость в реконструкции строения. В 1720 году голландский мастер столярных и плотницких дел Герман ван Болес усовершенствовал сооружение, сделав его 18-пролетным и разводным. Расходилась переправа с помощью деревянного рычага. Механизм быстро приводился в действие и легко ремонтировался. В целях безопасности, для перекрытия проезда в ночное время у переправы установили шлагбаум и построили караульный дом.

Панорама Аничкова моста

Спустя 20 лет, накануне прибытия слонов ­– подарка персидского шаха Елизавете Петровне, мост основательно укрепили, и он с честью справился с задачей. Однако дальнейшая застройка столицы и развитие судоходства требовали более надежную и современную конструкцию. Через 8 лет появился третий вариант инженерного сооружения. Архитектор Семен Волков построил деревянную переправу, длина которой превышала современную в 4 раза и достигала 200 метров. Арочные пролеты сохранили и обработали под каменный руст. Мост стал крепче предшественника и утратил разводной механизм.

Каменное сооружение XVIII – XIX веков

Для обустройства Санкт-Петербурга указом Екатерины II была образована «Комиссия о каменном строении». В первую очередь она разработала проект по укреплению берегов и облицовке камнем набережных. В конце XVIIIстолетия берега Фонтанки стали гранитными. Тогда же согласно плану французского архитектора Жана Перроне через реку возвели семь мостов по одному проекту. Среди них оказался и Аничков. В результате перестройки боковые пролеты перекрыли каменными сводами, средний оставили в дереве и сделали разводным, надстроили башни и протянули цепи.

Кони Клодта на Аничковом мосту

Развитие Санкт-Петербурга предъявляло новые требования к пропускной способности переправы, которая была слишком узкой для главной улицы столицы. В мае 1841-го началась реконструкция по проекту инженеров Ивана Буттаца и Александра Редера. Ширина нового неразводного сооружения сравнялась с Невским проспектом. Старую постройку разобрали, выложили кирпичные арки и покрыли розовым гранитом. Мост стал трехпролетным. Осенью состоялось его торжественное открытие.

Современник писал, что жители города собирались толпами, чтобы любоваться новым гранитным сооружением.  Публика отметила великолепную чугунную решетку с барельефами русалок и морских коньков, созданную архитектором Александром Брюлловым. Газета «Северная пчела» сообщала, что ограда отлита по рисункам берлинского зодчего Шинкеля. Всеобщее восхищение вызвали установленные на пьедесталах четыре конные группы скульптора Петра Клодта.

Аничков мост: Современная конструкция

На исходе XIX века в связи с быстрым ростом города и пассажиропотоков учреждается комиссия по запуску электрического трамвая. При проектировании путей стала очевидной необходимость реконструкции многих улиц и мостов. Среди них оказался и Аничков, поскольку по нему планировалось проложить трамвайную ветку. В начале XX века он был признан аварийным и подлежал незамедлительному ремонту. Причина разрушения – попадание воды между гранитной облицовкой и кирпичной кладкой. Для замены сводов сооружение следовало разобрать.

Однако восстановление по прежнему проекту требовало значительных финансовых вложений. Комиссия, возглавляемая инженером-строителем Андреем Пшеницким, предложила заменить трехпролетную кирпичную арку на металлическую конструкцию с одним пролетом. Жители города, поддерживаемые Академией художеств, требовали сохранить изначальный вид. Под давлением общественности начались восстановительные работы. В результате кирпичные своды переложили, устои оставили прежними.

В годы войны Аничков мост серьезно пострадал. В результате авианалета в него попала фугасная бомба и разорвалась. Часть чугунной решетки оторвалась и упала в Фонтанку. Осколки снаряда повредили постаменты, на которых остались глубокие следы. После войны решетку заново отлили на заводе и установили на старое место. Повреждения от осколков сохранили в память о самоотверженной обороне Ленинграда. В 1972 году на северо-западном пьедестале установили мемориальную доску.

Последний ремонт сооружения проводился в двухтысячных годах с использованием современных технологий. В ходе работ заменили опасные участки кирпичной кладки, проложили гидроизоляцию и систему водоотвода. Современная конструкция имеет длину 54,6 м и ширину 37,9 м. Длина боковых пролетов – 12,6 м, центрального – 12,5 м. Своды выложены кирпичом, устои и опоры – облицованы гранитом. Проезжая часть разделена на 8 полос и покрыта асфальтом, открылки и тротуары ­– гранитные.

Кони Клодта и виды с реки Фонтанки

скульптура "Кони Клодта"

Главная деталь, выделяющая Аничков мост среди сотен подобных сооружений Санкт-Петербурга, – знаменитые скульптурные композиции Клодта. Известные за пределами Северной столицы, они считаются одним из символов города. Осматривая конные группы, можно одновременно увидеть дома и дворцы, оставившие след в истории России.

Укрощение коня

По проекту итальянского зодчего Карла Росси участок между Адмиралтейством и Зимним дворцом планировалось украсить статуями коней. Модель скульптора Демут-Малиновского не понравилась Николаю I и в 1832 году император поручил работу начинающему мастеру Петру Клодту. Тем временем архитектор Тон проектировал набережную Невы перед зданием Академии художеств и возлагал большие надежды на молодого автора. Вскоре были готовы новые гипсовые этюды. Но, к сожалению, ни одному проекту не удалось осуществиться: пристань украсили львы и вазы, набережную – египетские сфинксы.

В этот момент началась очередная реконструкция Аничкова моста, и Клодт предложил поместить на устои конные скульптуры. Получив одобрение, мастер приступил к созданию первых двух композиций. Отлитые из бронзы, фигуры украсили западные постаменты. На восточных установили временные гипсовые копии. Только через год статуи отлили из бронзы, но они прямо из мастерской были отправлены в Берлин в качестве подарка королю. Наконец, осенью 1843-го долгожданные изваяния утвердились на пьедесталах, но простояли недолго. Николай I их снова подарил, теперь королю Сицилии, и статуи отплыли в Неаполь.

Ограда Аничкова моста
Ограда Аничкова моста

Пока кони Клодта раздаривались в качестве подарков, автору пришла идея создать другой ансамбль. Оставив тех же участников, он придумал сюжет, связанный единым замыслом с уже установленными группами. Так родилась скульптурная серия «Укрощение коня человеком», которая предстала во всей красе в 1850 году. Гипсовые копии навсегда исчезли, а на их место водрузили бронзовые фигуры. По замыслу автора композиция символизирует борьбу и торжество человека над природой. На этом оформление Аничкова моста было завершено.

Спустя почти 100 лет бронзовые скульптуры снова покинули свои гранитные основания. Случилось это во время блокады Ленинграда. Изваяния бережно упаковали в ящики и спрятали в саду Аничкова дворца. После окончания войны конные скульптуры Клодта вернули на место. Для многих ленинградцев это событие стало символом мирной жизни. В преддверии 300-летия Петербурга статуи ненадолго покинули гранитные пьедесталы, но к дню праздника торжественно вернулись на мост.

Роскошное окружение  

Справа от Аничкова моста стоит Дом Лопатина. После пристройки корпуса вдоль набережной Фонтанки в 40-е годы XIX века, здание стало крупным доходным домом. Здесь жили многие известные литературные деятели: издатели журнала «Современник» и «Литературной газеты» Иван Панаев и Андрей Краевский, критик Виссарион Белинский. Позже работал над «Записками охотника» Иван Тургенев. Поэтому второе его название ­– Литературный дом. Во время блокады в здание попала фугасная бомба и повредила его центральную часть. После войны дом реконструировали, создали советский фасад и установили скульптуры рабочего и колхозницы.

Слева, на углу Невского и Фонтанки возвышается во всем великолепии дворец Белосельских-Белозерских, род которых происходил от великих киевских князей. Изначально построенный в стиле классицизма, в середине XIX века он был переделан выдающимся мастером эклектики Андреем Штакеншнейдером. В своей работе он ориентировался на творчество Растрелли. Парадные интерьеры выполнены в духе барокко и рококо. Фигуры атлантов на фасаде принадлежат датскому скульптору Давиду Иенсону, который основал в столице первую гончарную мастерскую. Сейчас в особняке располагается культурный центр.

На правом берегу Фонтанки и вдоль проспекта протянулись два двухэтажных строения с колоннами ионического ордера. Построенные в начале XIX столетия по проекту итальянского зодчего Джакомо Кваренги, они предназначались для торговых рядов. По первому этажу проходила открытая аркада. Но спустя несколько лет швейцарский архитектор Руска Луиджи пристроил два флигеля и приспособил постройку для управления императорской казной. С этого момента здесь находился Кабинет Его Императорского Величества. В конце столетия аркада была заложена. После революции в здании размещалась библиотека Музея города.

Вид на Аничков мост

За Кабинетом располагается императорский Аничков дворец, построенный по указу Елизаветы Петровны для своего фаворита Алексея Разумовского. Главный фасад ориентирован на Фонтанку, так как Невский в то время не был главной улицей города. Автор проекта Михаил Земцов не дожил до окончания строительства, поэтому возведение завершал другой выдающийся представитель барокко – Бартоломео Растрелли. Позже дворец был перестроен зодчим Старовым и приобрел черты раннего классицизма. В XIX веке он стал резиденцией Александра III, а после его смерти – императрицы Марии Федоровны. Ныне в обоих зданиях размещается Дворец творчества юных.

Как добраться до Аничкова моста

Аничков мост находится на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Вот по этой «першпективе», как говорили в старину, и следует до него добираться, любуясь по пути другими достопримечательностями Северной столицы. Если идти от Дворцовой площади, то путь по времени займет полчаса (2 км). По дороге к месту турист увидит также:

  • Адмиралтейство;
  • Казанский собор;
  • Дом книги;
  • Александринский театр;
  • Гостиный двор.

Если идти от площади Восстания, то дорога займет 15 мин (1 км). Самый быстрый способ добраться до места – на метро. Ближайшие станции:

  • «Гостиный двор» – 670 м;
  • «Маяковская» – 710 м;
  • «Невский проспект» – 870 м;
  • «Достоевская» – 820 м;
  • «Владимирская» ­– 890 м.

Рядом с Аничковым мостом во время навигации дислоцируется флотилия прогулочных судов. Путешествие по каналам и рекам подарит незабываемые ощущения и откроет Северную столицу с нового ракурса!

Читайте также

Дворцовый мост   Литейный мост   Достопримечательности Санкт-Петербурга