Сад Джусти
Сад Джусти — один из красивейших дворцово-парковых амсамблей не только Италии, но и всей Европы. В нашей статье мы расскажем, что можно посмотреть и что поделать в этом чудесном месте.
История сада
С давних времен итальянская Верона является символом романтической влюбленности, где жили юные Ромео и Джульетта. Много красивых и уединенных мест хранит она под своими сводами. Одно из таких – архитектурно-парковый ансамбль Джусти. Еще в XV веке в эти края перебралась влиятельная итальянская семья, которая занималась бизнесом по производству и крашению шерсти.
Ее дворец был возведен на берегу реки Адидже в восточной части города. Внешний вид сооружения не отличался от других домов периода позднего Возрождения и имел модную тогда форму усеченного эллипса. Первый этаж был предназначен для жилья. А внутренний двор выходил на аллею, ведущую в таинственную пещеру. Но есть у этого особняка и своя неповторимая особенность.
Он расположен у подножия холма, в то время, как все остальные дома находились на их вершинах. В соответствии с нормами роскоши и этикета эпохи Ренессанса, к нему был возведен потомком семьи, князем Агостино Джусти, очаровательный сад. Он лично принимал самое активное участие в его проектировании и разбивке. Прототипом парка стали флорентийские сады Боболи. Уже с 1570 года он служил прекрасным тихим местом для прогулок светской знати, посещавшей имение Джусти. Там побывали и всемирно известный композитор Моцарт, поэт и драматург Гёте, прогуливавшийся по саду с кипарисовой веточкой в руке, великий император Джозеф II, а также герцог Тасканы Козимо Медичи. Многочисленные реконструкции с того времени претерпел этот комплекс. Особенно сильно он пострадал во время войны и был более, чем наполовину, разрушен. Основательной реставрацией сада занялись в 1930 г. И благодаря кропотливой и продолжительной восстановительной работе мастеров, сад снова приобрел свою немного измененную первоначальную красоту.
Что посмотреть в саду
Многоликая и шумная Верона, где непрерывно снуют автомобили со звонкими клаксонами, имеет прекрасное место для уединения и отдыха в тишине. Это замечательный комплекс из дворца и сада Джусти. Этот объект не внесен в карту обязательных посещений туристами, поэтому при пеших прогулках по его идеально ровным дорожкам мало кто помешает. Тишина и покой этого парка окутают посетителей своим волшебством и очарованием.
Сад Джусти вобрал в себя многое из искусства садоводства Древней Греции и Рима. Окружен он невысокой изгородью с зубцами, напоминающими величественную корону, на которой красивым живым ковром расположились плетущиеся растения.
Великолепный парк имеет два уровня и разбит на несколько правильной геометрической формы зон. Вход в него открывают кованые высокие ворота, открывающие взору абсолютно ровную центральную аллею, покрытой мелким гравием. Обрамлена она словно искусственными, красавцами-кипарисами. Вытянувшись своими высокими кронами ввысь, они олицетворяют величественность и вечность, как будто призывая посетителей духовно расти вместе с ними. Эти деревья являлись необходимым элементом садов и парков Древнего Рима и Греции. Кипарисы высаживались около храмов и дворцов императоров, дабы показать величие и власть правителей. Подчеркивая идеальную ровность дорожки и величие деревьев, по обеим сторонам расположились аккуратно подстриженные кусты вечнозеленого самшита. Сад как будто площадка для творчества скульптора или художника, где соединились воедино искусство, природа и стихия, которую необходимо обуздать и превратить изящное произведение.
Поднимаясь по пологому склону вверх, центральная аллея приводит посетителей на вершину холма, где расположен грот. Его венчает устрашающая античная маска с язвительной усмешкой. Внутри нее находится небольшое помещение, применяющееся для разведения костра, который своими языками вырывается сквозь прорези маски.
Это придает ей более зловещий вид. Она вызывает чувство беспокойства и тревоги и олицетворяет кризис философской мысли поздней эпохи Ренессанса.
В соответствии с канонами Эпохи Возрождения с его правильными формами и симметрией, все зоны сада представляют собой отдельные природные композиции, в которых неотъемлемой частью являются античные скульптуры различных периодов и фонтаны из красного мрамора. Окруженные зелеными насаждениями источники с высоты птичьего полета выглядят как великолепно «сотканный» руками мастера ковер. Удачно используя ограниченное городское пространство, примыкающее ко дворцу, а также все рельефные изъяны поверхности, архитектор превратил в замечательные портеры с прекрасной зеленью и ровными аллеями.
От фонтанов с каменными чашами, поросших мхом, из которых мелкими струйками стекает вода, веет таинственностью и очарованием.Они олицетворяют силу человека, подчинившего силу воды и одновременно показывающего свою свободу. В водных ваннах у подножия каменных источников красиво цветут кувшинки и неторопливо плавают долгожительницы-черепахи.
В звенящей тишине сада, где слышны только трели птиц и журчание ручейков, восхитительно отдыхать и наслаждаться душевным спокойствием. Не даром, побывавший в этом саду в 1611 году путешественник из Англии Томар Кариат, назвал это чудесное место «вторым раем на земле».
С первого взгляда соперничество между стройными кипарисами, низкорослыми портерами и совсем низкими бордюрами-кустами из самшита, создают гармоничную картину сочетания цвета и размера.
Поперечно пересекающие центральную аллею дорожки ведут к определенной зоне сада, где в центре расположена статуя античного бога или богини, окруженной геометрическим орнаментом самшитовых кустов.
В одном из таких участков находится единственный в своем роде в Европе лабиринт из кустов. Он считается местом влюбленных. По преданию, молодые люди, воссоединившиеся в центре запутанных дорожек, навсегда останутся вместе.
Именно поэтому юные влюбленные стремятся испытать свои чувства в этом замечательном месте.
На одной из поперечных аллей расположены разного вида и временного промежутка эпиграфы Древнего Рима. Это свидетельствует об особом отношении к саду Джустивеликих философов и мыслителей, а также обитателей имения к литературе. На некоторых из каменных хранителей древнего писания тексты практически не видны, но их расположение рядом с вечными и стойкими кипарисами придают эпиграфам особое величие и ценность.
Одновременно внося разнообразие в растительность сада и оттеняя темную зелень стройных деревьев, в углах партеров расположены емкости с ароматными кустами лимонов и апельсинов со светлой, яркой листвой и сочными плодами. Садовому искусству в эпоху Ренессанса уделялось огромное значение. Эффект красоты и сочетания с природой в саду Джусти также маленькие фигурки веселых гномов, расположенные на стене.
Статуи античных изваяний, расположенных в определенном порядке, обязательно являются центром партера или и стоят поодиночке. Внутри газонов, окружающих божества, посажены растения, отличающиеся по цвету от самшитовых бордюр. Это придает особое очарование природной композиции. Изваяния являются представителями различных времен античности и имеют свое происхождение. Некоторых из них были обнаружили при раскопках исторических памятников, другие – созданы скульпторами, работавшими над восстановлением сада Джусти.
В отличие от более древних садов, которые использовались практически для выращивания плодовых деревьев, сады в период Возрождения отказались от этих устоев.
Даже перестали использовать в своих посадках растения с лечебными свойствами. В них появилось новшество – украшать. На одной аллее сада Джусти могут располагаться и величественный кипарис, и античное божество, и каменный эпиграф, и раскидистый дуб. Но все это настолько гармонично вписано в композицию, что ничего не является лишним.
В конце центральной аллеи расположена лестница в стиле Браманто, ведущая в таинственную и мрачную пещеру. Обрамляют вход в нее беспорядочно растущие растения, резко контрастирующие с вычурными и идеально ровными самшитовыми кустами, как будто предупреждают посетителей о границе владений тайных сил природы.
При планировании сада были учтены все особенности местного пейзажа и неровности рельефа. Даже острый выступ горы динамично был вписан в общую композицию сада и получил определенное художественное значение. Все ложбины и неровности земли были использованы мастером для создания дорожек, ведущих в сад.
На пути к нему расположился небольшой лес-роща, который подарит гуляющим прохладу в жаркий летний день. Среди деревьев искусно размещены старинные эпиграфы и садовые растения. Но из-за климатических условий не всегда удается вырастить на почве Италии красивые цветы, поэтому садовники предпочитают использовать для контраста с постоянными жителями сада более приспособленные растения с разнообразной расцветкой листьев. Данный лес выглядит настолько естественно, что невозможно подумать о его искусственной посадке согласно общего плана сада.
Данная часть парка сильно отличается от четко размеченных аллеек и идеально ровных посадок основной части. Еще в XVIII веке он содержал статуи экзотических животных и существ, но со временем менялась мода и они исчезли, но на их месте появились узенькие ленты дорожек, вдоль которых высаживали различные травы. Эти тропинки приводят посетителей на места, откуда открывается наиболее живописный вид. Выложены они ракушками в стиле маньеризма. От дорожки вниз спускается зеленый газон, отличающийся безупречными формами и разнообразием оттенков зеленого цвета.
Одна из тропинок ведет к отвесной скале, в которой высечена узкая, но высокая башенка.
Раньше в ней разводили голубей, что считалось престижным занятием в период позднего Возрождения. На данное время она заброшена, но из ее оконниц открывается живописный вид всего сада.
Неповторимым ароматом наполнен воздух в саду Джусти. Тонкие цитрусовые нотки волнами набегают на гуляющих. Наличие лимонных и апельсиновых деревьев в парке обязательно. Это связано с древним мифом о дереве с золотыми яблочками, которое символизирует райские кущи.
Летом в саду гуляет легкий ветерок, а склоны использованы таким образом, что каждый выступ представляет собой небольшие площадки, на которых расположены террасы, ведущие в парк. Все подчинено законам геометрии.
С самой верхней точки обзора можно увидеть весь сад целиком и пейзаж, убегающий вдаль. Каменные скамьи предлагают гуляющим отдохнуть в тишине и насладиться прекрасным видом города и природы.
Планируя и закладывая свой сад, человек эпохи Ренессанса вложил определенный замысел. Центральная аллея парка, ведущая от дома к пещере, символизирует своеобразный выбор, который предстоит выбрать путнику. В зависимости от этого он, возможно, приобретет смысл жизни.
Полюбоваться красотами сада Джусти и совершить прогулки по всем его живописным уголкам можно на протяжении весенне-летне-осеннего периода, так как многие из его насаждений являются вечнозелеными.
Как добраться до сада
Сад Джусти расположен в нескольких десятках метров от площади Пьяцца Изоло и около 15 минут ходьбы от Амфитеатра. Можно совершить пешую прогулку или доехать до места назначения на общественном транспорте под № 72. Выходить на остановке с названием Кардуччи. Режим работы сада: • апрель – сентябрь 9.30-20.00,• октябрь – март 9.00-19.00.
Цена билета колеблется от 5 до 7 евро.