. Смольный собор в Санкт-Петербурге: история, режим работы в 2020
SEARCH

Смольный собор

Смольный собор — один из красивейших соборов Северной столицы. Кроме ряда выставочных дворцов, в Санкт-Петербурге есть и другие архитектурные жемчужины – скинии, храмы, церкви, соборы. Все показное, помпезное, т. к. когда-то принадлежало столице империи. Российская империя была крупнейшей в мире, но величеством может похвастаться лишь несколько городов.

Смольный монастырь – это православный монастырь, расположенный в Санкт-Петербурге (Россия). Комплекс состоит из нескольких монашеских построек и церкви Воскресения Христова, также называемой просто Смольный собор (Смольный Храм). Но монастырь никогда не служил своей религиозной цели.

История собора

Сама история монастыря (как и его названия) очень интересна, аналогично почти каждому зданию в Санкт-Петербурге. До создания города этот район представлял собой пограничную область. В деревне Спасовщина, непосредственно после сооружения шведами крепости Ниенскан на противоположном берегу, на месте будущего монастырского комплекса была построена крепость Сабина.

Одно из первых зданий развивающейся городской крепости было представлено Адмиралтейской верфью. Именно для ее потребностей был построен Смоляной Двор. Впоследствии был сооружен Смольный монастырь, включающий собор. Как и в случае подавляющего большинства известных зданий, его название содержит указание на расположение и часть истории.

В 1764 г в монастырских зданиях был открыт Смольный институт – первая в России школа для девочек и школа-интернат для благородных девиц. С Октябрьской революции 1917 г по март 1918 г в монастыре располагалось революционное правительство Ленина. В 1923 г советские власти закрыли Смольный собор. Он был разграблен, пришел в упадок. Этот период продолжался до 1982 г, когда здание было перестроено в концертный зал. Другие сооружения используются государственными учреждениями, часть комплекса занимает Санкт-Петербургский государственный университет.

Прямой вид на Смольный собор

Строительство комплекса было спланировано императрицей Елизаветой I. В качестве архитектора для его проектирования она выбрала Франческо Бартоломео Растрелли. По просьбе императрицы его образцом стали как золотые купола московских храмов, так и тяжелые формы архитектуры итальянского барокко. В 1748 г был заложен первый камень монастыря, грубое строительство было завершено в 1757 г. Сам Смольный собор был завершен еще через 7 лет. Растрелли также хотел украсить интерьер в стиле барокко, но его планы были сорваны смертью Елизаветы в 1762 г.

Строительство собора также не позволила закончить Семилетняя война, начавшаяся в 1757 г. В этот период работа была приостановлена. Несмотря на незавершенное строительство, Смольный монастырь остается (не только в отношении уникального дизайна, но и в плане реализации) одним из самых важных, неотъемлемых произведений Растрелли, является одним из самых замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.

После Елизаветы I на престол взошла Екатерина II, обладавшая другим архитектурным вкусом. Завершить строительство всего монастырского комплекса было поручено русскому архитектору Василию Стасову. В качестве основы был взят поэтажный план греческого креста (включая интерьер в стиле классицизма). Работа под его руководством велась в 1832-35 гг.

Императрица Екатерина позже пожертвовала монастырь городу Санкт-Петербургу.

Величайший архитектор Санкт-Петербурга

Бартоломео Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в то время занимал пост главного архитектора Петербурга. Ему было поручено построить Новодевичий Воскресенский монастырь. В 1744 г гениальный архитектор создал совершенно новую версию ритуального объекта, который вместе с окружающими зданиями стал новым явлением в церкви.

Смольный собор: оригинальный подход в строительстве

Наиболее важная деталь, отличающая комплекс от остальных подобных сооружений, – полное отсутствие окружающей каменной стены. Это указывало на то, что имеет место строительство не закрытого монастырского учреждения, полностью отделенного от общественной жизни. Скорее, имело место сооружение высшего учебного заведения для молодых женщин. В церемонии по поводу заложения первого камня в основу будущего собора (1748 г) приняла участие сама императрица. Впоследствии Смольный собор Растрелли стал одним из важнейших строительных проектов в стране.

Смольный собор в 18 веке

Но женские желания переменчивы. А к желаниям монархов это относится в первую очередь. В связи с этим, в 1849 г оригинальный проект собора был переделан. В частности, колокольня, спроектированная Растрелли с высотой 140 м (следовательно, превышающая колокольню Петра и Павла), была ограничена более скромными размерами. В новом проекте были более видимы особенности древнерусских монастырей. В частности, предполагалось наличие купола: центральный – большой, массивный – окружался 4 маленькими куполами.

Смольный собор — здание века

Екатерина II, занявшая место Елизаветы в 1754 г, была потрясена величеством и гигантизмом собора. Но она приказала заменить звонницу, затмевавшую Царь-колокол (ее исходные размеры были колоссальными – 6,5 ме в ширину). Но императрице не было суждено дожить до торжественного завершения строительства звонницы. Сооружение монастыря было забыто.

Строительные работы не велись на протяжении 7 лет. Незаконченная колокольня и некоторые другие части здания делали оштукатуренный комплекс мрачным сооружением. В ходе войны комплекс был частично разрушен. Екатерина II заменила архитектора, работающего над проектом. На протяжении 10 лет, с 1785 по 1795 г. г, строительство периодически останавливалось. Если бы не необходимость сооружения учебного заведения для девочек из аристократических семей, предполагающего наличие мест для проживания, Смольный собор, как и весь монастырский комплекс в бывшей северной столице, остался бы забытым – на то время в нем жили только 20 монахинь.

Закат и Смольный собор

Смольный собор: завершение строительства 

Полное завершение строительства комплекса имело место при Николае I. Оно длилось невероятных 87 лет. Архитектор В.П. Стасов, заменивший Растрелли, восстанавливал собор на протяжении 3 лет. Освящение комплекса состоялось только в 1835 г. Он стал известен как монастырское учебное заведение. Вдохновленные внешней красотой Смольного монастыря, русские мастера постарались сделать украшения интерьера достойными творчества великого архитектора Растрелли. Зал, украшенный мрамором, хрустальной балюстрадой и алтарем работы А. Васнецова, сделали Смольный собор уникальным сокровищем русской культуры. Единственная часть, никогда не завершенная, – это колокольня, которая, однако не повлияла на величественный внешний вид храма.

Смольный собор и современность

Но первоначальную роль монастыря комплекс исполнял не всегда. В революционные годы эта жемчужина отечественной архитектуры также использовалась в качестве склада. Храм закрывался, переходил из рук в руки. В 1990 году здание использовалось как концертно-выставочный зал.

Первая молитва после стольких раз несоответствия изначальному предназначению здесь прозвучала только в 2009 г. С 2010 года собор служит своему прямому назначению – он открыт для богослужений. В 2011 г в храме состоялись рождественские богослужения.

Что посмотреть в соборе

Убранство Смольного собора

Смольный монастырь – это Санкт-Петербургский православный женский монастырь. Его центром является Смольный собор, посвященный Воскресению Христову. Комплекс был построен в XVIII веке архитектором, спроектировавшим Зимний дворец. Комплекс характеризуется сочетанием золотых куполов, типичных для московских храмов, и элементов итальянского барокко. Именно это необычное сочетание, уникальные элементы декора интерьера и экстерьера привлекают большинство посетителей.

Оформление интерьера изначально планировалось в стиле барокко, но в итоге было произведено в стиле классицизма. Здесь была открыта первая школа для девочек в России (в 1764 г), зимой после Октябрьской революции в комплексе размещалось революционное правительство Ленина. Сегодня он также используется в качестве концертного зала, здания Санкт-Петербургского университета и правительственных учреждений. В плане монастыря просматривается символика римского креста.

Александровский институт

Смольный собор и Александровский институт

Первое название монастыря – Воскресенский-Новодевичий (освящение собора состоялось в 1748 г). Позже монастырь стал называться только Смольным (для краткости). В 1765 г храм принял первых учеников благородного происхождения, после чего императрица Екатерина решила открыть еще одну школу для девочек из более низкого сословия (Александровский институт). Здание, спроектированное архитектором Ю. Фельтеном, носит черты раннего классицизма.

Смольный институт

Другая часть комплекса, стоящая внимания посетителя, – Смольный институт. Это величественное классическое здание было спроектировано в 1864 г другим архитектором – Я. Кварнегом. Именно здесь в 1917 г располагался Санкт-Петербургский Совет.

Концертный зал

К сожалению, после революции храм был разграблен, помещение стало служить складом. В 1972 году был демонтирован иконостас церкви, а открытый позже (1990 г) концертно-выставочный комплекс располагается здесь до сегодняшних дней. Изначально в концертном зале звучала классическая музыка разных композиторов, голоса Каменного хора. В 2015 г после перехода храма в ведение РПЦ хор переселился в Городскую думу.

Сегодня в концертно-выставочном зале проводятся выставки работ разных художников, культурные мероприятия.

Звонница Смольного собора

Звонница Смольного собора

Один из элементов комплекса, наиболее посещаемый гостями, – звонница с наивысшей в городе смотровой площадкой (50 м). Чтобы взобраться на площадку, надо пройти примерно 300 ступенек обычной лестницы с последующим подъемом по более узкой винтовой лестнице. Но усилия того стоят – со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Санкт-Петербург. Особого внимания стоят видимые отсюда церковь св. Захария и Елизаветы, р. Нева, Большеохтинский мост.

Особенность смотровой площадки – возможность прослушать примерно 20-минутную аудиоэкскурсию.

Около купола располагается чердачное помещение, также стоящее внимания. Он служит переходом между звонницами. Чердак, в отличие от большинства других частей храма, не был затронут реставрацией, благодаря чему сохранил первоначальные архитектурные черты.

Смольный собор: интерьер и экстерьер

Смольный собор, прославляющий Санкт-Петербург, в котором сочетается белое каменное оформление и небесно-голубые стены, окружен четырьмя угловыми церквями. Рядом располагаются жилые монастырские комплексы, украшенные двухэтажными аркадами.

В соответствии с оригинальным изначальным проектом, Смольный собор архитектора Бартоломео Растрелли должен был выглядеть как массивный одноэтажный храм (в стиле европейских церквей). Но этот дизайне не был одобрен императрицей Елизаветой, пожелавшей соорудить более величественное здание. Сам храм имеет только один купол (центральный); остальные четыре купола составляют колокольню, имеют вогнутую форму.

Открытая ограда церкви, сооруженная в соответствии с проектом архитектора В. Стасова, до сих пор сохраняет статус самых выдающихся произведений архитектуры и искусства Санкт-Петербурга.

Внимание посетителей привлекает также внутреннее оформление ручной работы, также проведенное по проекту известного архитектора своего времени В. Стасова. Конечное убранство интерьера получилось одновременно величественным и простым. Огромный соборный зал с тремя иконостасами украшает мраморная отделка, перед алтарем красуется уникальная ​​хрустальная балюстрада. Также стоит обратить внимание на оригинальные резные детали. Из множества присутствующих ранее реликвий в церкви сохранились иконы «Введение Богородицы» и «Воскресение Хреста» (А. Венецианов).

Смольный собор: часы работы в 2020 году

Вход в храм бесплатный. Смольный собор открыт ежедневно с 7:00 до 20:00. В течение дня здесь проводятся богослужения, общие молитвы, чтения Святого письма.

Внимание! Во время православных праздников время службы может быть изменено.

Как добраться до собора

Смольный храм расположен примерно в получасе ходьбы от станции метро Чернышевская. Поэтому посетителям целесообразно воспользоваться автобусами № 46 или № 22, либо троллейбусом № 15, рейс которого проходит непосредственно перед храмом. От станции метро Площадь Восстания к комплексу ходит автобус № 22, троллейбусы № 5 и № 7.


Смольный собор является одним из памятников мирового значения. Сегодняшнему комплексу присвоен статус филиала Государственного музея «Исаакиевский собор». Он представляет собой место для проведения концертов, выставок графики, живописи. Величественное здание открыто для туристов, знатоков и просто ценителей культуры.

Туристы в соборе (как и широком ряде других церквей) не находятся в почете – фотографирование и видеосъемка здесь запрещены, охранники в этом отношении бескомпромиссны. Это неудивительно, ведь веру нельзя запечатлить на фотографии. Также при посещении комплекса важно обратить внимание на требуемый дресскод: приходящие мужчины должны быть без головного убора, женщины – с покрытой головой. Шорты и короткие юбки не допускаются.