Вышеград
Вышеград (Vysehrad) — место, играющее в истории города весьма значительную роль. Ведь именно здесь стоит поднимающаяся над Влтавой скала, овеянная множеством народных сказаний, стоя на вершине которой княгиня Либуше предрекла появление Пражского Града.
Современные археологические раскопки показали, что вышеградское городище возникло раньше городища на левом берегу Влтавы, из которого образовался Пражский Град. Что здесь было до X века, сказать трудно. Но именно в это время появились первые постройки, о которых упоминается в исторических хрониках. Вполне возможно, что они служили защитным целям, ибо, несмотря на открытость места, расположение на высоте давало возможность широкого обзора. А через некоторое время под скалой выросло поселение торговцев, которое составляли в большинстве купцы-евреи.
Видео про Вышеград:
Что посмотреть и куда сходить в Вышеграде?
Только у нас самые красивые и самые удивительные места древней крепости с фотографиями и описанием.
Существуют монеты, динары, которые чеканились в Вышеграде во времена правления представителей первого княжеского рода Пржемысловичей — Болеслава I и Болеслава II. А в «Королевском кодексе» (XI в.) говорится о культурном значении Выше-града. Это, несомненно, связано с тем, что князь Вратислав II, первым из рода Пржемысловичей получивший от императора в 1085 году право называться королем Чехии и Польши, основал здесь свою резиденцию — крепостной замок в романском стиле.
Чтобы доказать свою исключительную преданность Господу, он построил на Вышеграде следующие храмы: базилику Св. Петра и Павла (на этом месте сегодня стоит Вышеградский костел), базилику Св. Лаврентия с очень красивой мозаикой со странными символами, что была обнаружена при раскопках, и ротонду Св. Мартина, сохранившуюся до наших дней. Эти постройки появились, вероятнее всего, в пику брату Братислава пражскому епископу Яромиру, с которым король был в жесточайшей ссоре.
Таким образом он хотел показать набожность большую, нежели у духовного лица. Строительство, начатое Вратиславом, продолжил следующий правитель князь Собеслав II. При Владиславе же, вернувшемся в Пражский Град, короли здесь уже не селились. Былое значение места попытался возродить Карл IV, считавший, что именно оно выражает историческую преемственность Чешского королевства.
Он обновил королевский дворец, приобретший черты готики; соответственно достижениям в области военной техники построил новые крепостные укрепления, которые в 1348-1350 годах соединились с укреплениями Нового Города, выстроил две главные надвратные башни: «Шпичку» («Острие») и «Пражскую» («Иерусалимскую»), через которую шла дорога из пражских городов в южную Чехию. Чтобы подчеркнуть важность традиционного значения Вышеграда, Карл IV сделал его отправной точкой королевской коронационной процессии, что, спускаясь на Новое Место, проходила через Старое Место, Малую Страну и выходила в Град. Именно тогда в «Коронационном кодексе чешских королей» появился приказ о том, что каждый король накануне коронации обязан посетить Вышеград, где хранятся сума и лыковые башмаки, напоминающие о Пржемысле-пахаре, основателе княжеской династии, из которой происходил по материнской линии и сам Карл.
О том, насколько прогрессивным было в то время это место, говорит факт прокладывания в 1361 году каменного водопровода, в который поступала вода из районов весьма отдаленных от Вышеграда, — современных Панкраца и Йезерки у Михли. Вода шла на нужды жителей и орошение виноградников, что росли на южных склонах скалы. Все пришло в упадок во времена гуситских войн, когда в 1420 году Вышеград сдался пражанам. Сначала был уничтожен дворцовый комплекс, а за ним погиб и Город На Горе. В XVII веке по решению Фердинанда III в Вышеграде возвели крепость барочного стиля с каменными стенами и мощными угловыми бастионами. Подход к Праге с юга и юго-востока стал охранять отборный гарнизон королевских войск. И даже тогда, когда в 1883 году Вышеград вместе с его подградьем вошел в состав Праги, получив статус шестого городского района, крепость оставалась в ведении военного ведомства.
Вплоть до 1911 года. Приехав в Вышеград на метро, пройдем через Нусельский мост (Nuselsky most), под которым протекает крохотная речушка Ботич, минуем Конгресс-центр (Kongresove centrum), расположенный на улице 5-го Кветна (5 Kvetna, 65), и по дорожке подойдем к стенам Вышеграда. Пройдем через Таборские ворота (Taborska brana), построенные в стиле раннего барокко, а затем, минуя остатки готических ворот времен Карла IV и часть крепостной стены того периода по улице В певности (V pevnosti), подойдем к Леопольдовым воротам (Leopoldova brana), построенным в 1678 году архитектором К. Лураго.
Поблизости от ворот, на улице К ротонде (К rotunde), стоит ротонда Святого Мартина (Rotunda Sv. Martina). Она здесь — самая древняя, времен Братислава I. При ремонте 1880 года, когда делали реконструкцию (замуровали западный вход, а новый, пробитый с юга, оформили в неороманском стиле), был обнаружен утрамбованный глиняный земляной пол времен первоначального строительства. Разграбленная гуситами, она позднее использовалась как пороховая башня, потом выполняла функции склада. К ней примыкает маленькая часовня Девы Марии в Крепости (Kaple Panny Maria v hradbach), построенная в 1748 году уже в стиле барокко. Она предназначена для паломников, которые шли на поклон к статуе Пресвятой Девы, что ныне хранится в Лоретте.
Перед ней — Чумной столб 1714 года с цветной мозаикой, изображающей святых покровителей Чехии. От ротонды свернем налево и по улице К ротонде (К rotunde) подойдем к зданию резиденции капитула, Новое деканство (Nove dekanstvi) (К rotunde, 10/100), построенному в 1879 году. В нем — экспозиция, освещающая историю Вышеграда, и местные исторические находки. Далее по этой улице дойдем до базилики Св. Лаврентия (Kostel Sv. Lavrince). Вернее, до того, что осталось от здания в стиле барокко (1753 г.), что было возведено на романском фундаменте конца XI века, под которым имеется культовая славянская постройка конца X века. Единственное, что в ней интересно, — романские фрески. Рядом с этим местом находится парк. Это Вышеградский сад (Vysehradske sady), раскинувшийся на месте старого княжеского городища, а затем королевской крепости. Войти в него можно через портал в стиле барокко, что остался от здания арсенала, построенного в 1655 году.
Из древних раритетов в саду можно увидеть то, что осталось от романского моста XI века, от готического королевского дворца Карла IV, замковой башни XIV века и некоторых других средневековых построек. Имеются здесь и остатки так называемых Либушиных бань (Libusina lazen), о которых тоже сложена легенда. Сказаниями веет и от статуй героев, украшающих парк. Скульптор Йозеф Вацав Мысльбек, автор статуи святого Вацлава, сделал их для Палацкого моста на Смикове. Изваяния, пострадавшие во время бомбардировки в 1945-м, через три года перенесли сюда. Либуше и Пржемысл. Предсказательница простирает руку в сторону Праги, которая должна появиться и возвеличиться. Сидящий около нее Пржемысл держит в руках топор, которым он обтесывал порог дома в исторический момент. Люмир и Песня. Легендарный чешский певец (аналог русского Баяна), сочинитель народных песен. Девушка, естественно, его вдохновительница, его муза. Цтирада и Шарка.
Эти имена связаны с так называемой Девичьей войной. В истории Чехии был такой период, когда после смерти княгини Либуше женщины решили удержать власть в своих руках, не отдавая ее мужчинам. Первое сражение между представителями разных полов произошло на том месте, где сейчас в Новом Городе стоит улица На Боисти («На поле боя»). Так как это сражение не дало никому перевеса, женщины выбрали коварный способ уничтожения мужчин, завлекая их различными способами и затем убивая.
Ни за что пострадал и воевода Цтирада. Однажды он ехал со своим отрядом и увидел привязанную к дереву красивую девушку по имени Шарка. Воины остановились, спешились и пришли на помощь «несчастной», которая исполняла роль наживки. Тут же из кустов выскочили чешские амазонки и изрубили спасителей в куски. И последняя композиция — Забой и Славой. Братья-богатыри, герои сказания, вошедшего в Краледворскую рукопись, одну из самых знаменитых подделок в области славянской литературы и фольклора.
Фальсифицированная чешскими просветителями Вацлавом Ганкой и Йозефом Линдой, она была выдана за обрывок манускрипта XIII века. Все было сделано очень тонко. Текст был написан на обрезках древнего пергамента, а чернила изготовлены по старинному рецепту. И до последней четверти XIX века, пока не был установлен факт фальсификации, Краледворская рукопись была одним из символов чешского национального возрождения.
Вернемся к ротонде Св. Мартина и пойдем от нее направо по улице В певности (V pevnosti) к Капитульной Церкви Святых Петра и Павла (Kapitulni chram Sv. Petra a Pavla) (V pevnosti 159/5b). Церковь заложена в третьей четверти XII века. Согласно легенде, Вратислав, задумавший возвести храм, отправлял послов в Рим за благословением на постройку, которая должна была напоминать архитектурой одноименное строение в Риме. Папа отнесся к идее с пониманием. Он не только благословил богоугодное дело, но и отправил в Прагу епископа для того, чтобы тот заложил краеугольный камень в фундамент. Не остался в стороне и сам король. Подобно императору Константину, он вынес на своих плечах из котлована 12 корзин земли и вложил туда 12 камней. С тех пор храм не раз перестраивался.
На фундаменте трехнефной романской базилики Карл IV возвел пятинефный готический костел, который в 1576 году приобрел черты ренессанса, в 1720-м — барокко. В реконструкции участвовали такие известные зодчие пражского барокко, как Ф. М. Канька, Д. А. Каневалле и Я. Б. Сантини-Айхль. А в 1903 году Й. Моккер взялся за переделку костела в неоготическом стиле с двумя высокими фасадными башнями по проекту архитектора Ф. Микша. Тогда же появился посередине фасада треугольный фронтон со скульптурными изображениями Петра и Павла. Внутри виден ребристый крестовый свод под опорными столбами, стрельчатые арки, делящие пространство на три нефа.
Над боковыми алтарями, украшенными резьбой по дереву, красивые мозаичные окна. Интересны деревянная кафедра проповедника и хоры, замечательные фигуральные и орнаментные росписи интерьера в духе модерн, изображения на главном алтаре святых — покровителей Чехии (Петра, Павла, Кирилла и Мефодия), тимпан портала с рельефом «Страшного суда». Главная же его реликвия — икона с образом Девы Марии Вышеградской, называемой Дождливой, что была написана в готической манере на доске (примерно 1350 год) и входила в коллекцию Рудольфа II.
Под алтарем собора — склеп, где покоятся останки представителей рода Пржемысловичей: Братислава II, Конрада І, Собеслава I и Собеслава II. Один из них погребен в каменном романском саркофаге. С тыльной стороны храма разбит небольшой сквер, в котором сохранились руины сторожевой башни XV века — использовалась для причала судов. Суда привозили в Вышеград продовольствие, которое поднималось вверх по ложбине в горе. Слева от храма — вход на Вышеградское кладбище (Vysehradsky hrbitov), считающееся важным историческим памятником, объявленным в конце XIX века национальным достоянием. Там похоронены выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. Всего — более 600 известных людей.
Среди них Карел Чапек, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Альфонс Муха. Доминантой кладбища является мавзолей «Славин», построенный в последнее десятилетие XIX века архитектором А. Виеглом и скульптором И. Маудером. Сразу за кладбищем — Шульцевы сады, в которых стоит памятник св. Вацлаву (1678 г.), что украшал Вацлавскую площадь до тех пор, пока его не заменил новый, который мы видим сегодня.