Сандро Ботичелли - известный итальянский живописец
SEARCH

Сандро Ботичелли

Сандро Ботичелли – выдающийся представитель флорентийской живописи эпохи Кватроченто. После смерти мастер ушел в забвение. Так продолжалось вплоть до середины XIX века, когда у публики вновь проснулся интерес к его творчеству и биографии. Имя Сандро Боттичелли приходит на ум и обывателям, и специалистам одним из первых, когда речь заходит об искусстве раннего Возрождения.

Видео про Сандро Ботичелли:

Биография Сандро Ботичелли

Всемирно известный итальянский художник эпохи раннего Возрождения (Кватроченто), мастер флорентийской школы, полное имя которого Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, названный при жизни Сандро Боттичелли, создал за свою жизнь большое количество полотен и настенных росписей. Каждая картина стала бесценным сокровищем.

автопортрет Сандро Ботичелли

Сохранилось 136 холстов руки мастера, но это далеко не полный список. Его работы отличались особенным стилем, передачей тонких душевных переживаний, яркими красками, чего на тот момент не было в произведениях других живописцев. Биография мастера была описана историографом Джованни Вазари в книге «Жизнеописания», датированной 1568 годом.

Рождение художника

Маэстро появился на свет 1 марта 1445 года, в ремесленном районе Санта-Мария-Новелла города Флоренции. Его родители Джованни и Змеральда Филипепи не имели никакого отношения к рисованию. Отец Алессандро имел свою мастерскую возле моста Санта Тринита ин Ольтрарно, где занимался дублением кожи. Доходы от ремесла были мизерные.

Многодетная семья арендовала квартиру на виа Нуова, в доме Ручеллаи. Старшие сыновья Джованни и Симоне занялись торговлей. Средний брат Антонио окончил обучение в качестве подмастерья у золотых дел мастера, и стал ювелиром. Алессандро — самый младший из четырех сыновей, обучаясь в приходской школе при доминиканской церкви, проявлял особую любознательность, и как говорил его собственный отец «экстравагантный ум». Он пытался разобраться во многих вопросах, пытаясь найти свое призвание.

Флоренция

По настоянию семьи, занимался несколько лет ювелирным делом у брата Антонио. Считают, что именно от него, Алессандро получил прозвище Сандро Ботичелли, что значит «толстяк» или «бочонок с серебром». В мастерской брата он смог освоить точный рисунок. Впоследствии, правильными контурами фигуры характеризуются все работы мастера. Но, юноша не проявил особого интереса к ювелирному ремеслу, хотя и был талантливым исполнителем. Сандро бросил это занятие.

В 1462 году, отправился учиться рисованию в город Прато, располагавшийся в 20 километрах от родного города. Он запасся рекомендательным письмом от своего соседа к знаменитому художнику Фра Филиппо Липпи, открывшего школу рисования. Увидев картины именитого художника и скульптора, Сандро буквально загорелся желанием рисовать, настолько его поразили работы мастера. На протяжении 5 лет Сандро учился рисованию у Фра Филиппо. С 1466 года мэтр делал роспись собора в Прато, а юноша помогал ему.

город Прато

Постепенно Сандро становится любимым учеником у Филиппо Липпи. В 1467 году маэстро уезжает из Прато в Сполето, где в скором времени умирает. Сандро ищет возможность учиться дальше, и становится учеником Андреа дель Веррокьо. Вместе с ним искусству изображения человеческих фигур учился Леонардо да Винчи. Они овладевали тонкостями живописи, скульптуре, ювелирному мастерству.

Первые работы Сандро Ботичелли

В 1465 году, Алессандро начинает работу над первым собственным произведением «Мадонна с Младенцем и ангелом». По сюжету она напоминает работу учителя Филиппо «Мадонна с Младенцем», написанную для воспитательного дома в Прато. В следующих, уже самостоятельных  работах Ботичелли  «Мадонна в розарии», датированной 1470 годом, и более ранней «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами», датированной 1469 годом, прослеживается влияние школы Веррокьо. К первым работам художника относится и запрестольный образ «Алтарь Сан-Амброджо», найденный в неизвестной церкви в Уффици.

"Мадонна с Младенцем" Ботичелли

Как считают специалисты, первая полностью самостоятельная работа Сандро Ботичелли это холст «Аллегория силы», выполненная для флорентийского зала городского суда. Заказ поступил в 1469 году, от Пьеро дель Поллайоло, создававшего цикл картин «Семь добродетелей». Специалисты предполагают, что Поллайола не успевал выполнить заказ и попросил молодого живописца помочь. Протекцию молодому художнику составлял политик Томмазо Содерини. Благодаря рекомендациям влиятельного чиновника, молодой мастер получает возможность еще больше приблизиться к клану Медичи, куда ранее его вводил мастер Веррокьо.

Молодой человек начинает посещать лекции поэтов и философов-неоплатонистов, проводившихся в Академии Платона в Кареджи. Идеи неоплатонизма, увлекшие художника, определили мотивы гуманизма, четко прослеживаемые в его последующих работах. Около 1470 года, создано самой лучшее полотно начального периода творчества Ботичелли — «Поклонение Волхвов», написанное для алтаря домашней капеллы Медичи Санта Мария Новелла. На картине в роли волхвов изображены все родственники из клана Медичи.

Академия Платона

Позировала даже прислуга, а в правом углу Ботичелли нарисовал себя. Картина признана шедевром, а живописец стал пользоваться неограниченным покровительством Медичи. Сам автор написал семь копий холста для высокопоставленных особ. В период с 1470 по 1472 год, мастер пишет две картины из жизни Юдифи. Первая «Возвращение Юдифи» и вторая «Нахождение тела Олоферна». Джованни Вазари подчеркивает, что точных дат написания картин и фресок практически нет. Постоянно идет путаница.

С 1472 года, Сандро Ботичелли становится членом гильдии Святого Луки, объединявшем всех прогрессивных художников того времени. Об этом была сделана соответствующая учетная запись в Красной книге гильдии. Примерно с этого времени художник открывает собственную мастерскую. Находится она рядом с храмом Всех Святых. Сандро берется за любую работу.

картины Ботичелли

Пишет портреты для знатных горожан. В работах начинает проявляться особенный стиль Ботичелли. Его картины отличаются более яркими красками, наличием теней цвета охры и полное раскрытие драматизма сюжета. Все его образы имели чувственные выражения, излучали экспрессию и движение. Его портреты отличаются реализмом и точностью исполнения. Теперь в его мастерской работают многочисленные помощники, которые выполняют техническую работу: подготовку моделей для штандартов и тканей, изготовление витражей, иллюстраций к книгам. В мастерскую к художнику приходит работать сын умершего Фра Филиппе Липпи — Филиппино Липпи.

В начале 1474 года, в дни празднования памяти Святого Себастьяна, в храме Санта-Мария Маджори Флоренции, впервые представлена картина «Святой Себастьян», написанная для храма. Этим объясняется ее необычная форма. Требовалось уместить ее на колонне храма. Теперь слава о молодом талантливом живописце разлетелась далеко за пределы родного города и всего региона Тосканы.

Расцвет творческой деятельности

Приглашение работать в другом городе впервые поступило в 1474 году. Сандро Ботичелли отправился в Пизу, где ему были заказана роспись фресками крытого мемориального кладбища Кампосанто, и алтарный образ «Смерть Марии» в церкви, находящейся рядом с кладбищенским зданием. Но, художник не довел роспись стен мемориального кладбища до завершения, и только начал работу над созданием алтарного образа. Завершали работу другие художники.

Пиза

В следующем 1475 году, Сандро делает эскизы и роспись штандарта для Джулино Медичи, брата правителя Флоренции. Он должен был принять участие в рыцарском турнире, проводимом на Пьяцца Санта Кроче, в честь дамы его сердца Симонетты Веспуччи. На знамени Сандро изобразил Минерву с копьем и веткой сливы, символом добродетели, и Амура. А ниже надписью стихами поэта Полициано, расшифровал личность дамы. Обычно на знамена помещали лица богини-воительницы Афины в доспехах: с мечом, шлемом и щитом.

Художник с удовольствием выполняет эту работу, так как давно и безнадежно влюблен в предмет обожания Джованни — Симонетту Веспуччи. Он подолгу рисует девушку, и многие образы его картин имеют облик девушки. В 1476 году, девушка умирает. Художник на протяжении всей жизни сохраняет чувства к ней, и продолжает по памяти рисовать милый образ.

Симонетта Веспуччи

Немного позже в 1478 году, Сандро Ботичелли пишет сразу несколько портретов Джулиано Медичи. И делает это перед самой смертью молодого аристократа, или возможно в скором времени после нее, чтобы запечатлеть образ погибшего человека. Джулиано стал жертвой заговора, который организовали папа Сикст IV и клан семьи Пацци против Медичи.

В 1477-1478 году живописец, по заказу высокого покровителя, создает светские «Примаверу» («Весна») и «Рождение Венеры». Это воплощение в художественных образах поэтических произведений античных поэтов Горация и Овидия. Фигура Венеры на холсте становится символом не чувственной плотской любви, а становится идеалом любви духовной. Зефир, соединяющийся с Флорой, порождает Весну, живительную силу Природы.

Рождение Венеры

Венера, изображенная в центре картины, приравнивается к комплексу духовных свойств человека, которые олицетворяют фигуры трех Граций. Вся сцена с танцующими фигурами запечатлена на фоне густых темных зарослей апельсиновых деревьев. Основные действующие лица, изображенные на картине, выполнены по всем правилам античной живописи.

Холст «Рождение Венеры» по содержанию очень похож на предыдущее. Материя оживает под воздействием животворящего духа, а Ора — нимфа Времен года, наделяет богиню спасительным плащом «скромности»- легким покрывалом с цветочным орнаментом. Оптимизм в настроении сочетается с меланхолическими мотивами, уже появляющимися в новых произведениях мастера. Лицо Венеры напоминает Мадонну, а фигура богини древнегреческую статую.

"Примаверу" ("Весна")

Еще одна картина «Венера и Марс» входит в серию холстов на мифологические темы. Уставший Марс расслабленно отдыхает возле богини Венеры, внимательно следящей за утихомиренным богом войн. Ее образ играет главенствующую роль на картине. Полотно предназначалось для украшения дома Веспуччи. Что обозначается изображенными в правом углу роем ос, родовой принадлежности Веспуччи.

Должно было показать победу добра и любви над злом и агрессией. Сейчас находится в Национальной галерее Лондона. Заслуживает особого внимания картина «Паллада и Кентавр», написанная для Джованни Пьерфранческо, и впоследствии, размещенная на вилле Кастелло. «Паллада и кентавр» входят в цикл картин, созданных по мотивам античной мифологии к свадьбе Джованни, прославляет добродетели невесты: чистоту и непорочность.

Венера и Марс

В 1480 году, Сандро Ботичелли на алтарной преграде семейного храма Веспуччи, близких друзей Медичи, пишет лик «Святого Августина». Сандро пытался превзойти не только считавшегося лучшим Доменико Гирландайо, писавшего с другой стороны алтарной преграды образ Святого Иеронима, но и самого себя. Святой Августин занят написанием текста проповеди. Его лицо выражает переживания о ближних. Точные описания окружающих предметов, пюпитра, книг и научных инструментов только подчеркивают реалистичность картины, никак не отвлекая от самого образа.

Как считают специалисты, этим образом завершается период раннего творчества художника. Продолжая усиленно работать, живописец принимает заказ и делает роспись стены в больнице Сан Мартино делла Скала, в 1481 году. Эту больницу часто посещает сам маэстро, а вовремя эпидемии, туда помещали людей, зараженных чумой. Настенную фреску лоджии под названием «Благовещенье» художнику заказали в честь окончания эпидемии чумы.

Расцвет творчества Сандро Ботичелли

В знак примирения папы Сикста IV и главы клана Медичи, а также стремления увековечить таланты флорентийских живописцев и расширения дружественных культурных отношений, Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Пьетро Перуджино отправляются в Рим, делать роспись капеллы в Ватикане. Позднее она получила название Сикстинской. Ботичелли должен был возглавить все работы по росписи помещений.

Мадонна Магнификат

Основные работы проходили в период с весны 1481 до октября 1482 года. Рукой маэстро сделаны фрески 11 папских фигур, расположенных в верхнем ряду капеллы, где были помещены облики всех понтификов, правивших Ватиканом. Его кисти принадлежат три библейских сцены из основного цикла из жизни Моисея и Иисуса Христа, которые расположены друг против друга. Это «Призвание Моисея», «Искушение Христа», «Наказание восставших Левитов: Корея, Дафана и Авирона». Изображения появились на фоне строений древнего Рима.

Во всех изображениях часто повторяются дерево дуба на желтом и голубом. Это геральдические символы папы Сикста IV. Такими же цветами раскрашены одежды Авирона на последней фреске. Роспись сделана мастерски. Сложные богословские сюжеты показаны живыми и реалистичными сценами, легкими композиционными решениями. Работы Ботичелли считаются самыми выдающимися росписями в Сикстинской капелле. По возвращении в родную Флоренцию, маэстро получает общественный заказ, но работа не движется.

Карта ада, Ботичелли

В феврале 1483 года умирает отец живописца, что привело его в смятение и уныние. Сеньор Лоренцо Великолепный, заказывает роспись стен собственной виллы Спедолетто возле Вольтеры. И почти сразу после выполнения работы, художнику поручают общественную работу — роспись зала Лилий во дворце Веккио. В этот период мастер создает два круглых холста (тондо): «Мадонна магнификат» и «Мадонна с гранатом». Предполагают, что картины были заказаны для размещения в зале аудиенций Палаццо Веккио. Среди них выделяется «Мадонна с младенцем на троне».

Вместе с учениками пишет иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Эту тему Сандро Ботичелли начинал разрабатывать дважды. Первый раз в 70-х годах, и второй раз в конце 90-х годов XV столетия. Создана целая серия набросков на пергаментах. Гравером Бачо Бальдини было выполнено 19 гравюр для книжного издания «Божественной комедии». Из пергаментных рисунков уцелело совсем немного, в частности иллюстрация «Карта ада». После Сандро приступает к иллюстрированию книги кодекса законов Медичи. Из них сохранилось 92 листа. Рисунки выполнены серебряными или свинцовыми штифтами, контуры автор расцвечивал красками вручную. На многих листах обводка чернилами не сделана вовсе. Как считают эксперты, эти листы являются наиболее чувственными.

Кризисный период в творчестве

Наступает в конце 80-х годов XV столетия. Связывают его с утратами и повышенной душевной ранимостью Сандро Ботичелли, его метаниями и поиском смысла жизни. В 1490 году, появляется «Венчание Богоматери», проникнутое сомнениями и надеждами ангелов. В противовес им, образ Святого Иеронима выражает полную уверенность и силу. Ботичелли отходит от правильных пропорций в изображениях. Напряженность ситуации передает усиление яркости красок, даже без усиления светотеней.

В 1493 году умирает его покровитель Лоренцо Медичи. Для маэстро это становится настоящим потрясением. Вслед за ним уходит старший брат Джованни, его хоронят рядом с отцом. Возвращается на родину из Неаполя другой брат — Симоне. Братья, объединив усилия, приобретают в общую собственность дом в городке Сан Сеполькро, в коммуне Беллозгуардо.

Лоренцо Медичи, Ботичелли

В эти годы Ботичелли, часто встречается с братом, у которого знакомится с доминиканским монахом Джироламо Савонаролой. Быстро сближается с ним. Влияние, оказанное монахом на мировоззрение художника, меняет взгляд на жизненную позицию художника. Савонарола считал, что церковь злоупотребляет своей монополией. Критиковал роскошь и богатство оформления храмовых строений и проведения обрядов богослужения. Требовал отрешенности от мирского образа жизни, уединенной молитвы, скромности и воздержания.

Любое проявление красоты считал грехом. На костре сжигал образовательные книги, картины светского содержания. Требовал написания холстов только с религиозным содержанием. Алессандро, полностью попавший под влияние монаха, стал менять свои взгляды. Это стало проявляться и в творчестве снижением яркости цветов в изображениях. Затем он полностью отказался от творчества. Многие холсты и наброски художник собственной рукой бросил в огонь. Мировая культура потеряла в это время бесценные шедевры из раннего творчества живописца.

Оплакивание Христа, Ботичелли

Алтарные образы «Оплакивание Христа», созданные для церкви Сан Паолино и Санта Мария Марджоре, в 1495 году, и хранящиеся теперь один в старой Мюнхенской пинакотеке, а второй в миланском музее Польди, выполнены совершенно в другой манере. На сохранившихся полотнах, таких как «Портрет Данте» и более позднее «Юдифь, покидающая палатку Олоферна», уже отсутствуют изображения природы и интерьера. В 1498 году, сам монах был арестован. По указанию папы Александра VI Борджиа его судили.

Он был обвинен в еретических взглядах, и приговорен к сметной казни. Последователи Савонаролы поднимали общественность на его защиту, подавали прошения Папе. Ботичелли среди протестантов уже не оказалось. Как сообщает брат Симоне, в день сожжения Савонаролы Сандро Ботичелли очень долго о чем-то разговаривал с судьей, занимавшимся делом доминиканца.

Период позднего творчества Сандро Ботичелли

Характеризуется появлением только религиозных картин. В работах усиливаются мистицизм и созерцательность. Поднимаются вопросы нравственности, духовности и веры. Хотя существуют неопровержимые доказательства выполнения в это же время росписи родового загородного дома Медичи, расположенного в Треббио, в 1495 году. Весной 1498 года, Ботичелли получает заказ на выполнение фресок дома Веспуччи, расположенного на улице Серви во Флоренции. Здесь появляются новые шедевры — «История римлянки Виргинии», и «История римлянки Лукреции», датированные 1499 годом. Заказаны по случаю свадьбы. К поздним интересным работам относятся холсты «Положение во гроб», оба написанные после 1500 года.

Наиболее ценной работой позднего периода считается полотно «Мистическое рождество», которая датируется 1500 годом. Это единственная картина, подписанная лично мастером с указанием точной даты завершения работы на ней. Написана в средневековом готическом стиле. Намеренно нарушены масштабные соотношения, что потребовалось для усиления выразительности и передачи реальности мира.

История римлянки Виргинии

Люди, пришедшие к новорожденному Христу с поклоном одеты в современную одежду. Ценности, которые проповедовал Сованарола, изображены в виде ангелов: благодарности, справедливости и истины. А в нижней части демоны пытаются найти укрытие под землей. Сандро Ботичелли первым ощутил надвигающийся кризис эпохи. Картина становится предвидением конца света, царившим в обществе. Ангелы обнимают друг друга перед Страшным Судом.

В 1498 году, как утверждает Джованни Вазари, за Ботчелли числились долги по гильдии Святого Луки. К началу 1505 года они были оплачены. Маэстро был нездоров. Передвигался опираясь на тросточку. Но, по прежнему знаменит и востребован. Агент правительницы Мантуи Изабеллы д*Эсте искал художника для декорирования нового студиоло. И получил отказ. В начале 1504 года, Ботичелли принимал участие в комиссии, решавшей вопрос установки скульптуры Давида Микеланджело.

История римлянки Лукреции

Пять лет, предшествующие смерти маэстро уже не написал ни одной картины. Он был совершенно без работы, и потеряв покровителя, без денег. Умер в совершенном одиночестве, без жены и детей. Личная жизнь художника не сложилась. Похоронен на храмовом кладбище Оньисанти в родной Флоренции, рядом с могилами отца и брата в 1510 году.

Читайте также:

Орнелла Мути

Леонардо да Винчи

Адриано Челентано